Герберт Уэллс - Человек-невидимка

5 сентября 2013 г.Просмотров: 2948RSS
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: ,
]]>
]]>

H. G. Wells - The Invisible Man, 1897

Таинственный незнакомец, поселившийся в провинциальной гостинице, оказывается человеком-невидимкой. Вынужденный местными жителями бежать, он готовится отомстить - а потом и захватить власть над миром. 

Классика фантастики, которую почти бессмысленно комментировать - столько о ней было сказано. Еще в детстве мне очень нравился этот роман, но, насколько я помню, мне никогда не хотелось стать невидимым самому. И все-таки несколько слов о разнице между романом и его классическими экранизациями сказать надо. 

Во-первых, обращает на себя внимание уникальная интонация рассказа, которой удалось добиться Уэллсу, при всей внешней несложности его письма. Большая часть этой книги написана словно от лица деревенского жителя, который травит байку таким же как он сельчанам - и, собственно, таким же, как те провинциалы, которые и действуют в самой истории. При этом писатель добивается подобного эффекта не опускаясь до просторечия, а в голое рассказчика ощутима временами ирония - но добродушная. Провинциальные жители временами выглядят остолопами, но их описание никогда не впадает в гротеск - в отличие от многочисленных истерик пресловутой Уны О’Коннор в "Человеке-невидимке"  1933 года. Сдается мне, что Герберт Уэллс любил своих героев не смотря на их недостатки - а вот Джеймс Уэйл,  режиссер фильма, скорее презирал и боялся: не зря же в его картинах мотив преследования героя кровожадной толпой появляется при каждом удобном случае - не только в "Невидимке", но и во "Франкенштейне" и его продолжении "Невеста Франкенштейна"

Второе важное отличие книги от фильма - ее философская подоплека. В кино герой стал невидим благодаря зелью на основе экзотического наркотика - и побочным эффектом этого снадобья оказались раздражительность, ярость и, в конечном итоге, сумасшествие. Тем самым, по сути, с героя снимается моральная ответственность за его поступки: побочные эффекты, знаете ли... Для Уэллса это был, возможно, самый важный аспект всей книги: Гриффин изначально подавался как претендент на трон сверхчеловека. Он равнодушно реагирует на самоубийство отца, причиной которого сам же и стал, презирает окружающих - и лелеет планы мирового господства. Для самого Уэллса, сдается мне, разоблачить концепцию сверхчеловека было не менее важно, чем поработать с идеей невидимки.

Пропал в фильме и мой любимый кусок книги: рассказ Гриффина о своих экспериментах, о первых днях невидимости - все то, что предавало образу этого книжного персонажа объем и достоверность, подготавливая эмоциональный финал.

При этом стиль рассказа ближе к финалу книги меняется: письмо приобретает свойства едва ли не репортажа, отчета - травля невидимки описана скрупулезно и достоверно, как мог бы это сделать газетный репортер.  И, тем не менее, читатель не чувствует триумфа и возбуждения от этой погони (в отличие, кстати, от "Дракулы" , написанного Брэмом Стокером)  - скорее, становится жалко злодея, которого травят как животное. И это чувство только усиливается описанием его гибели. 

Словом, мастерски написанная книга, которая может претендовать на звание классики не только фантастики, но и литературы в целом. Не смотря на то, что некоторые фильмы, снятые по ее мотивам мне нравятся - роман Уэллса экранизации несколько выхолостили.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us