Гарри Гаррисон, Том Шиппи - Молот и Крест

21 августа 2014 г.Просмотров: 2513RSS
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: , , ,
]]>
]]>

Harry Harrison, Tom Shippey -  The Hammer and the Cross, 1993

Молодой английский парень, незаконнорожденный сын викинга, практически раб волею судеб и богов становится ключевой фигурой в войне Англии и северных варваров. Более того, именно с ним связано и противостояние язычников и христиан. 

И еще одно, после "Колец Анаконды" сочинение Гарри Гаррисона в любимом мною жанре "альтернативная история". Правда, на мой взгляд, "Кольцам" уступающая: хотя бы потому, что главный герой здесь - Мартин Сью в гораздо большей степени, чем позволяют приличия. Как только перед ним встает действительно сложны вопрос - он тут же ложится спать и получает подробное видение, напрямую от богов, из которого, в общем-то ясно, как выйти из неудобного положения. Ну, катапульту там построить или арбалеты стальные соорудить, ага... Все претензии "а на том технологическом уровне это было бы невозможно проделать", по сути, снимаются заранее: ребята, да его сами боги консультируют, как тут не суметь. 

Впрочем, во многом, это родовые признаки самого жанра: как правило, история потому и "альтернативная", что переломить ее ход получается запросто. 

С другой стороны, у романа довольно непростая композиция, в ней сплетается сразу несколько основных линий, каждая из которых могла бы стать отдельным произведением. Во-первых, это история любви главного героя к подруге детства, которую он, первоначально, и бросился выручать. Гаррисон и его соавтор время от времени надолго расстаются с этой сюжетной линией, но прослеживается она до конца этого романа как минимум. 

Во-вторых, и это, на мой взгляд, самая лакомая часть романа, это история противостояния язычества и христианства. Причем, авторы беззастенчиво подыгрывают главному герою и его язычникам, выводя христианство крайне черной краской, но лично я на это злиться не расположен. 

Третья линия - собственно, история быстрой военной и политической карьеры бывшего раба. Причем, она четко связана с предыдущей линией: именно опираясь на скандинавских язычников, Шефу и удается переломить ход событий, создать языческое, скандинавское государство на территории Британии. 

Всерьез осуждать Гаррисона за подыгрывание герою в этой книге у меня не получается: да, герой - Мартин Сью, причем, как и положено, идеализированный и прогрессивный донельзя. Но мир, который герой выстраивает под руководством автора - довольно симпатичен, на мой взгляд. Причем, любопытно, что благостно расписывая Шефа как политического деятеля, соавторы не забывают несколько принизить его как человека. Решения, которые он принимает ради всеобщего блага, иногда не просто выглядят с точки зрения частных лиц. Именно это, пожалуй, и отличает роман от типичной литературы о попаданцах, к которой он, во многих отношениях, близок. 

При этом, дух самого Гаррисона чувствуется, как минимум, в подходе: даже в средневековом антураже очень много внимания уделяется именно технологии и технической сметке героя - все-таки, закалка научной фантастики дает о себе знать.

По сути, у Гаррисона были и более захватывающие произведения, но эта книга все-таки любопытна и достойна прочтения, не смотря на некоторые недостатки. 

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us