Фрэнк Герберт - Дюна

3 января 2015 г.Просмотров: 1167RSS Обсудить
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: , ,
]]>
]]>

Frank Herbert - Dune, 1965

Аристократическое семейство Атридесов получает приказ переселиться на планету Дюна и стать ее правителями. При этом на планете производится самое ценное вещество во вселенной - но само переселение оказалось ловушкой, которое задумали давние враги Атридесов. 

Начало одного из самых знаменитых циклов истории "научной фантастики", роман Герберта - весьма парадоксальное произведение. Безусловно, оно заслуживает свое высокое положение во всех списках фантастики, но совсем не за то, что за принято его восхвалять. 

Во-первых, в  основе этого романа лежит довольно простая метафора: спайс, или специя, вещество, которое добывают только на Дюне - очевидный аналог нефти, от который наш мир зависит ничуть не меньше. Свободные, соответственно, явно списаны с арабов - тех самых, с которыми Америка вечно выясняет отношения из-за спайса, то есть, извините, нефти.  Лично я люто ненавижу книги, основанные на метафоре, да еще настолько очевидной, но "Дюну" люблю и перечитывал далеко не единожды. Впрочем, эта метафора здесь - компонент не единственный, примерно как убийство монаха в "Имени Розы", послужившее толчком для вдохновения Умберто Эко.

Во-вторых, с точки зрения жанра, перед нами пример космической оперы или, на худой конец, планетарной: схема сюжета совпадает полностью. Некий юноша попадает в новый для себя мир, но оказывается настолько крут, что тут же становится лидером местных жителей, которые, в свою очередь, оказались настолько круты, что могут вломить кому угодно, включая Императора вся галактики вместе с его непобедимыми солдатами. После того, как Императору вломили, герой получает руку принцессы. Все остальные атрибуты жанра, вроде холодного оружия в эру космических перелетов - тоже прилагаются. Можно, конечно, возразить, что в отличие от эталонов жанра - "Звездных королей" старины Гамильтона, например - здесь никто не попадает в другое время и пространство, а бои идут на поверхности планеты - но это все казуистика.

На радость критикам и любителям "умной" литературы, есть еще как минимум два уровня конфликта - связанные с экологией и со способностью предвидения - позволяющие наворотить довольно сложных философских концепций и рассуждений. При этом письмо автора довольно своеобразно и производит впечатление огромной плотности: герои и повествователь то и дело устраивают тонкие намеки на толстые обстоятельства. Правда, не знаю, как автору, но читателю большая часть намеков, как мне кажется, непонятна. 

Поясню на примере. У Толкина во "Властелине колец" был намек на историю Гил-Гэлада, которая там же и раскрывалась, хотя довольно бегло. Подробности этой истории, расшифровки намеков, можно найти в других книгах Толкина и самому ему они были отлично известны. Так ли обстояло дело с Гербертом - я не уверен.

Или еще простой пример: возьмите философский эпиграф к любой главе и попробуйте соотнести его с ее содержанием: лично у меня, как правило, не получается. Примерно тоже самое происходит и с другими выкладками автора: да, здесь много внимания уделяется экологии, но сколько читателей романа действительно способны оценить точность авторских заявлений?

Или возьмите тему предсказаний, к примеру. Да, у Пола есть пророческие видения и он постоянно пытается избежать нежелательно будущего. Но... При всей важности этой сюжетной линии, как правило, Герберт не дает подробностей о том, что же именно привиделось Полу и как его действия изменили будущее.

Словом, чаще всего в "Дюне" Герберт создает скорее иллюзию глубины, чем действительно проработанные построения. Зато тем самым он провоцирует читателя на додумывание многих, в том числе и философских, аспектов. 

Более того, и это отдельная приятная особенность лично для меня: это роман - явно один из основных источников влияния на "Warhammer 40000" - Бог-Император (правда, это уже из следующих романов цикла), сардукары, подозрительно напоминающие космический десант, да и общая атмосфера мрачного, военизированного будущего. 

Вообще, если уж к чему здесь и не придраться - и, кстати, это как раз типичное достоинство хорошей космооперы - так это к атмосфере, к выписанности мира. При всей лаконичности стиля, вчитавшись в текст, можно действительно почувствовать себя на пустынной, занесенной песками планете. Ну и зрелищность, разумеется, одни гигантские черви, Шаи-Хулуды, чего стоят - они запоминаются намертво. Да и среди персонажей полно примечательных образов: толстый барон Харконнен или Алия, родившаяся уже взрослым человеком в теле ребенка. 

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us

  • Комментариев: 0

  • Вконтакте

  • Facebook

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)