]]>
]]>

Фильм Generation П, Виктор Пелевин

Вавилен Татарский, литератор-неудачник, работал продавцом в ларьке, а потом, благодаря случайной встрече со старым знакомым, перешел в рекламный бизнес. Теперь герой знаменитого романа Пелевина переселился и на киноэкраны.... Что же из этого получилось?

Режиссер: Виктор Гинзбург

В ролях: Владимир Епифанцев, Михаил Ефремов, Андрей Фомин, Владимир Меньшов, Александр Гордон, Олег Тактаров, Рената Литвинова, Андрей Панин, Сергей Шнуров, Леонид Парфенов

Экранизация вышла весьма аккуратной, и это одновременно и достоинство и недостаток фильма. К тексту Пелевина подошли с пиитетом, за весь фильм я заметил только одну фразу, которой точно не было в первоисточнике (но, кстати, вполне удачную). Так что буква сохранилась в неприкосновенности, с духом получилось сложнее.

Главное достоинство книги (благо я роман к премьере перечитывал и о нем писал) - легкость, отличное чувство ритма, присущее автору. Даже затрагивая довольно мудреные темы, книга Пелевина ничуть не напряжно читается в общественном транспорте - именно благодаря ритму повествования. Но то, что хорошо работало будучи напечатано на книжной странице - не всегда срабатывает превращаясь в закадровый монолог в фильме. Закадровый голос - вообще не киношный прием, и прибегать к нему надо с сугубой осторожностью. К тому же интонации, с которой наши актеры говорят в кино - это вообще отдельная тема, они практически всегда слишком театральны. Пересмотрите "Бешеные псы" Тарантино, самую первую сцену - диалог в кафе, но пересмотрите обязательно на английском, даже если не понимаете слов - слушайте интонацию. Чувствуете, насколько она естественная? Без труда можно поверить, что это действительно треп в кафе, заснятый скрытой камерой... У наших актеров подобной непринужденности я не слышал почти никогда - может они на каждой сцене актерские сверхзадачи решают со страшной силой, может еще почему - но театральщина и литературщина прут из каждого звука, о чем бы они не говорили. И в результате фильм переполняется ложной многозначительностью и тяжеловесным ритмом. Когда я последний раз сел пересматривать "Леона", то хотел посмотреть начало фильма, и не заметил как досмотрел до конца. Когда я в первый раз смотрел "Поколение П", то утешал себя только тем, что для меня это работа, мне за это заплатят... Но высидеть до конца было очень тяжело. Разве что к Михаилу Ефремову и Владимир Меньшов нет претензий, они как раз были совершенно естественны, очень живые персонажи получились.

Вторая проблема фильма в том, что слишком многое в нем проговаривается вместо того, чтобы показывать. В принципе текст Пелевина располагал к тому, чтобы развернуть визуальную феерию в духе Терри Гиллиама, а временами и Дэвида Кроненберга. Не срослось... Для начала, в режиссерском кресле не было ни Кроненберга, ни Гиллиама. К тому же, возможно, решили, что если на непростой для неподготовленного зрителя текст Пелевина наложится еще и визуальное буйство соответствующих масштабов, то зритель запутается окончательно и сарафанное радио фильм похоронит.

Аргументов в пользу фильма привести не могу, так и не придумал ни одного. Ах да, Ренаты Литвиновой там было очень в меру, минуты на две. И это, несомненно, замечательно.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 2