]]>
]]>

Phenomena, 1984

Phenomena, 1984

Дочь знаменитого актера приезжает в частную школу, только чтобы выяснить, что поблизости орудует маньяк. И, похоже, он наметил ее в следующие жертвы. Живущий неподалеку энтомолог помогает полиции раскрыть дело, используя данные своей науки. Ученый подружится с приезжей девушкой, тем более, что у нее есть дар общения с насекомыми.

Режиссер: Дарио Ардженто

В ролях: Дженнифер Коннелли, Дария Николоди, Фьоре Ардженто, Федерика Мастрояни, Дональд Плезенс

До "Феномена" Ардженто успел снять мистические фильмы и вполне реалистические детективы, теперь он, похоже, решил совместить. Чисто теоретически, в основе сюжета - вполне реалистический ход об убийствах, которые помогает раскрыть поведение насекомых. Источником вдохновения для этого сюжетного хода стали реальные статьи в газетах, Ардженто встречался с учеными, проводившими подобные эксперименты. В реальности, правда, энтомологи не стали лучшими друзьями следователей, но это другой вопрос. По сути, схожим образом возник в свое время и сюжет "Четырех мух на сером бархате": теорию об отражении обстоятельств смерти в глазах жертвы Ардженто тоже вычитал в газетах.

Но, при этом, сам по себе "Феномен" - это даже не мистический триллер, каким он, кажется, замышлялся. Это мрачная сказка, пусть и с "научными мотивами" - чего стоит только сцена, в которой героиню травят другие ученицы школы - и тут же в окно начинают биться тучи насекомых. Вы вряд ли забудете следующий кадр, в котором персонаж Конелли стоит с развивающимися волосами и повторяет: "Я люблю вас. Я люблю вас всех". Даже если фильм в целом изгладится из вашей памяти, эта сцена, полагаю, останется. При желании сближений с классической сказкой можно найти сколько угодно, даже довольно забавных: мало того, что главная героиня мистически связана с насекомыми, так еще и ученый, который ей помогает, имеет своего зверя-помощника, обезьяну. С точки зрения сказочной структуры ее можно считать аналогом конька-горбунька, а то и серого волка, тем более, что в финальной победе над маньяком ей принадлежит не такая уж малая роль.

Интересен и еще один аспект стилистики фильма: в "Феномене" впервые в творчестве Ардженто появляются элементы gore-фильмов, напоминающие аж творчество Лючио Фульчи. Да, в "Преисподней" героине Ардженто уже довелось поплавать в бассейне с любовно сделанными и показанными мертвецами, но это еще что: здесь нам дадут возможность детально рассмотреть отрубленную голову, которая уже начала разлагаться и обзавелась трупными червями. Самих червей тоже не раз покажут. причем очень крупным планом. В общем, любителям отборной "жести" будет на что посмотреть, как ни в одном из более ранних фильмов режиссера.

Хватает в фильме и типичных приемов Ардженто: будет купание героини, похожее на вышеупомянутую сцену из "Преисподней". Снимал ее, кстати, тот же оператор оператор подводной съемки, но на это раз пришлось непросто: что вообще происходит "на площадке" мог видеть только сам оператор, в результате Дарио заскучал, ушел и просто предоставил ему полную свободу действий. Увидим мы и еще одну жертву, которая пробивает головой стекло - красивейшая сцена, в которой можно рассмотреть все подробности, благодаря специальной камере, которая снимала со скоростью 340 кадров в минуту.

Более того: Ардженто здесь не только воспроизводит свои излюбленные приемы и мотивы, он еще и иронизирует над ними. Мы снова видим персонажа, который наблюдает за убийством через стекло, но на этот раз он не остается пассивным наблюдателем, а пытается пробиться сквозь окно, помочь жертве и помешать преступнику. Ирония еще и в том, что этот персонаж - обезьяна.

Сниматься с четвероногим актером было непросто: Николоди жаловалась, что буквально рисковала жизнью в их совместных сценах. А Коннелли, как упоминалось в некоторых интервью, на съемках мохнатая звезда так покусала, что пришлось накладывать швы. К слову, шимпанзе и правда звезда - эта же обезьяна снималась и в некоторых комедиях с Челентано. Напомню, что Ардженто тоже работал с этим актером - в фильме "Пять дней", едва ли не самом неудачном творении маэстро.

Впрочем, над "Феноменом" работало немалое количество постоянных соратников Ардженто: к примеру, Дарии Николоди снова досталась одна из главных ролей, правда, в особом восторге она от этого не была. Насколько можно понять по ее интервью, их отношения с Ардженто тогда были уже шли к разрыву, актриса постоянно жалуется, что Дарио ее к началу работы над "Феноменом" ненавидел. Косвенно, можно заподозрить, что актриса права: второй фильм подряд после "Дрожи" ее показывают на экране совершенно не привлекательной, да и характер у персонажа не назовешь ангельским. Все это явно контрастирует с живым, забавным образом из "Кроваво-красного". "Я была переливание крови для Дарио, он воткнул в меня иглу и высасывал жизнь". Правда, актриса, даже по ее более поздним интервью, производит не лучшее впечатление: к примеру, говоря о сценарии "Феномена", она утверждала, что Франко Феррини был очень плох и намекает, что если бы не ее советы, то фильм и не получился бы. Правда, забывает добавить, что на счету этого сценариста - "Бинго Бонго", "Однажды в Америке", "Демоны" и многие последующие работы Ардженто, а вот Николоди за пределами фильмографии бывшего мужа мало чего добилась.

Зато она не единственная родственница, которую Дарио затащил в этот фильм. Девушка в открывающей сцене фильма, та, которая и стала первой показанной нам жертвой убийцы, сыграна его дочерью от первого брака, Фиоре Ардженто. Как шутил в интервью сам режиссер: "Фрейд наверняка нашел бы, что сказать, по поводу того, что я убиваю дочерей в своих фильмах. Не знаю, что именно он сказал бы, но сказал наверняка". Словом, родственников Дарио не щадил.

Поработал над фильмом и Луиджи Коцци - не родственник, но зато практически постоянный член команды режиссера. На этот раз он закончил своего "Геракла 2" и при встрече Ардженто дал ему почитать сценарий "Феномена" - у Коцци тут же стали появляться идеи о том, как создать нужные спецэффекты, и он получил эту работу, которая оказалась непростой. К примеру, для сцены в школе, за окном закрепили еще один лист стекла, чтобы насекомые не могли разлететься, а потом через специальное отверстие закачали туда "тонны и тонны" мух. В другой сцене, когда главного злодея насекомые буквально облепили с ног до головы, мух выращивали прямо на студии, из яиц- причем создатели фильма упоминают цифру в два миллиона особей. Снимались эти сцены осенью и на улице мух уже не было. Как только они вылупились в студии, съемочная группа сбежалась, актера облили сахарным сиропом (или медом, тут показания расходятся) и сняли нужные кадры. Выглядели они действительно жутко. А вот другой эффект, отлично выглядевший на экране, сделали гораздо проще. Помните кадры с тучей насекомых, которые летают возле школы? Мух здесь "сыграли" зерна кофе, которые сыпали в воду, а потом получившийся кадр добавили к снятому ранее кадру школы, в котором не было людей. Получилось здорово. Были, впрочем, и сцены с анимацией - в частности, муха, которая ведет героиню к дому убийцы или светлячок, который привел ее к перчаткам, это ротоскопическая анимация.

На "Феномене" трудился еще один культовый ныне мастер жанра - Серджио Стивалетти, тоже занимавшийся здесь эффектами. В кино он начал работать еще в конце семидесятых, но именно этот фильм называет этапным для своей карьеры в целом. В частности, именно он разработал грим мутанта, основываясь на реально существующем генетическом заболевании, "синдроме Патау".

Волшебные краски, характерные для творчества Ардженто, здесь отсутствуют, необычные ракурсы появляются сравнительно редко, хотя есть кадры, снятые "глазами насекомых", с "фасеточным" восприятием. Ну и, разумеется, очень много макросъемки насекомых.

В том, что касается саундтрека, то работала над ним снова группа "Goblin", но на этот раз добавились еще и пара песен в исполнении Iron Maiden и Motörhead. Не уверен, что это сработало как надо: даже в рамках одной сцены, зачастую, могучие металлические риффы то помогают нагнетать напряжение, то резко контрастируют с ним. К примеру, когда героиня мечется по комнате - все срабатывает, а когда она же осторожно пытается подцепить упавший ключ, стараясь не дышать от беспокойства, то здесь грохочущие песни только мешают.

В целом, фильм, определенно, достоин просмотра, но я не уверен, что поставил бы его на один уровень с "Преисподней" или "Суспирией".

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us