Ф. Пол Вилсон - Застава

23 февраля 2014 г.Просмотров: 1639RSS 4
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: , ,
]]>
]]>

F. Paul Wilson - The Keep, 1981

Апрель 1941 года. Фашистские войска заняли заставу на перевале в Трансильванских Альпах. Все стены заставы увешаны странными крестами - один из которых, как оказалось, сделан из золота с серебром. Когда этот крест вынимают из стены - что-то начинает убивать солдат. 

Итак, продолжаем обзоры цикла "100 лучших романов ужасов". На этот раз, речь пойдет о книге, получившей 80 место - как легко заметить, я давно перестал придерживаться строгого порядка в чтении списка. Ну, так уж вышло...

Как бы то ни было, первый раз я этот роман читал еще в глубоком отрочестве и тогда у меня сложилось о нем совершенно правильное впечатление: начало запомнилось и произвело впечатление, а вот концовка изгладилась из памяти напрочь. В принципе, перечитывание объяснило, почему.

Все начинается как очень добротный мистический триллер, да еще и в довольно непривычном сеттинге. Все-таки, фашисты не такие уж и частые гости в хорроре - во всяком случае, живые. Зомби-фашики - да, сколько угодно. Впрочем, зомби здесь тоже есть...

Правда, сами образы фашистов и конфликт между ними выстраивается по довольно простому шаблону. У нас есть офицер обычной армии: настоящий воин, отец солдатам - ему противна окружающая резня, он доблестно сражался еще на первой мировой. Более того, он художник... Ну, вы поняли: да, рядом есть его антипод и, разумеется, он - офицер СС. Трус, негодяй, садист... Разумеется, между ними будут и разногласия. Но на эту, довольно-таки банальную, расстановку сил не обращаешь особого внимания: основной конфликт книги все-таки в другом. 

Причем поначалу он развивается довольно интересно: существо, которое убивает солдат оказывается вампиром - причем, не совсем обычным. Это - там самая нежить, с которой начались легенды о вампирах, но истине они соответствуют не во всем. Более того - Трансильвания же! - этот вампир был одним из бояр Влада Цепеша, того самого Дракулы. Чтобы читателю стало еще интереснее, атмосферу сгущают далее: в стенах обнаруживаются древние, запрещенные книги - "Аль Азиф" Абдула Аль-Хазреда, более известный как "Некрономикон" и прочие редкости, о которых наслышаны любители Лавкрафта

Причем, до поры до времени, это прекрасно работает - книга получается атмосферной и временами жутковатой. Но, чем дальше, тем больше проступает в романе стилистика даже не хоррора, а чистейшего фэнтези: тут и прекрасный рыцарь на коне и с мечом, приходящий на помощь нежной деве - и его противник, с которым они сражались веками. В общем-то, к концу книги весь триллер куда-то испарился и воцарилась типичная атмосфера детского фильма-сказки о богатырях и злых колдунах. Что само по себе и неплохо, я ценю этот жанр, но... Триллер сам по себе, сказки сами по себе - объединить их получается редко.  В данном случае, на мой взгляд, не получилось.

Тем более, что та подоплека событий, которая выясняется в конце, хороша только одним - она позволяет перевернуть трактовку многих событий романа. Но сама по себе - довольно-таки банальна, надо признать: нечто подобное встречалось уже во многих книгах. 

Словом, произведение вышло довольно любопытным, но все-таки - не шедевром. Если бы писатель ограничился созданием мистического триллера в декорациях второй мировой - возможно, получилось бы интереснее. Как известно, "Застава" положило начало огромному циклу - посмотрим, при случае, каким окажется продолжение и удастся ли там переломить недостатки оригинала.

И да, кстати, то, что обзор книги появился именно 23 февраля - не более, чем совпадение, хотя и забавное.  

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 4
    
    • Комментариев: 4

    • Вконтакте

    • Facebook

    •  Руслан | 7 января 2016 в 11:26:06

      Для меня Вилсон стал как раз примером легкого чтива в антураже мистики. Он отлично нагнетает атмосферу, когда не ясно, что происходит: первые смерти солдат на фоне холодной, поглощающей свет темноты прописаны великолепно. Так же хорошо выглядит и сюжет про офицера, пытающегося понять, почему трупы все время выглядят, будто их кто-то двигал - страшное подозрение, что они сами двигались, формируется медленно и пробирает. Но вот когда доходит до снятия масок...

      Что Глэкен, что его антагонист Расалом выглядят даже не столько сказочно, сколько банально. Один, якобы лучший воин света, тысячи лет сражающийся с силами зла, ведет себя несколько наивно, особенно со своими внезапно проснувшимися чувствами к героине. В голову упрямо лезет Горец, но даже там герой смотрелся боле зрелым и циничным. Расалом еще хуже: похоже, автор решил, что зло обязательно должно перемудрить само себя. Ничем иным объяснить вранье профессору, которое все и сорвало, я не могу. Да, Расалом питается болью и темными желаниями, но вместо того, чтобы просто объяснить ситуацию (я заточен, исцеляю тебя и дам гарантии что убью Гитлера и нацистов) начинается поток вранья без особой цели. Еще более странно - если разрушение стен ослабляло влияние рукояти, то почему было не использовать немцев для своего ускоренного освобождения или получения той же рукояти? А так Расалом будто бы тоже не торопиться - потихоньку ждет, пока все само собой рассосется. И это, напоминаю, лучший воин хаоса.

      Вообще, мне кажется, желание очеловечить космический конфликт и превратило хоррор в сказку. Передать людскими персонажами, как мне кажется, бессмертных с многотысячелетней историей просто невозможно. Книги Лавкрафта в тексте вообще вышли лишними: напрямую вселенная Вилсона с ними не пересекается, сводя противостояние к линии Глэкен (в ответвлении его сменяет Наладчик Джек)против Расалома. Даже "Ночной Мир" при всем его акценте на жутких тварей с множеством ног и щупальцами, не лавкрафтовский, а скорее кинговский, в духе "Мглы".

      В целом же, соглашусь - книга читается легко, содержит много интересных моментов и автор не боится играть с насилием и сценами жестокости, чем приятно выделяется на фоне многих "кастрированных" авторов жанра. Но по-настоящему запоминающейся или страшной её не назвать.

    •  vxga | 7 января 2016 в 14:18:12

      Когда я прочел ее подростком, в раннюю перестройку, оно на меня произвело сильное впечатление - благо, и сравнивать особо не с чем было. Потихоньку читая Уилсона сейчас, в большем объеме, я понимаю, что это чтение легкое, не лишенное недостатков, но довольно качественное и приятное для поклонника жанра. В целом, для меня в "табели о рангах" он гораздо выше Кунца, но уступает тому же Лаймону. Как раз сейчас читаю его новую книгу - и завязка немного предсказуема, но написана отлично.

    •  Руслан | 7 января 2016 в 15:27:25

      Согласен, то, что много выше Кунца - это бесспорно. По мне Вилсон неплохой писатель: легкий, но при этом не боящийся блеснуть оригинальностью, не чурающийся скандальных и кровавых сцен. Мне его цикл Враг в целом понравился, особенно последние книги. Наладчик Джек, ИМХО, сильно растянут, да и после "Ночного Мира" скучно следить, зная чем все кончится, но в целом тоже хорошо пошел. Вот что бы автору не помешало, так это расширение своей мифологии, а не привязка всего к одному конфликту с неизменными указаниями на события "Заставы".

    •  vxga | 7 января 2016 в 15:31:50

      Ну, мне еще читать и читать этот цикл. Тем более, что я это делаю с большими перерывами.

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Комментарий будет опубликован после проверки

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)