Эммануэль

16 марта 2018 г.Просмотров: 8460RSS
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: ,
]]>
]]>

Emmanuelle, 1974

Emmanuelle, 1974

Эммануэль - скучающая жена дипломата в Бангкоке, которая, с разрешения мужа, решает побольше узнать о всевозможных радостях плотской любви. Лесбиянки, наркоманы, боксеры, старички-философы - все во имя сексуального разнообразия.

Режиссер: Жюст Жэкин

В ролях: Сильвия Кристель, Марика Грин, Жанна Коллетен, Кристин Буассон

Классика эротического кино, фильм, который стал своего рода эталоном жанра и породил кучу вариаций и продолжений, снимающихся до сих пор. Тем не менее, как-то так вышло, что я смотрел фильмы с Лаурой Гемсер и Кристой Аллен, но разминулся во времени с первоисточником. А сейчас, углубившись во французское кино во всем его разнообразии, решил, что время пришло. Надо сказать, что фильм устарел на световые годы, в том числе, по вполне объективным причинам.

На мой взгляд, Сильвия Кристель - не самая подходящая кандидатка, просто актриса оказалась в нужном месте и в нужное время. У нее довольно простоватое (чтобы не сказать "колхозное" лицо), совершенно не запоминающееся тело - большинство ее конкуренток по фильму выглядят привлекательнее, если уж на то пошло. Актерская игра тоже не производит особого впечатления, что косвенно подтверждает и ее последующая карьера: фильмов не так мало, но за пределами прославившего ее цикла ни особых кассовых успехов, ни невероятных художественных достижений, кажется не было. Для сравнения - у ее соперницы по фильму, Кристин Буанссон (Мари-Анж) были роли в фильмах Микеланджело Антониони, Клода Лелуша, Алана Роб-Грийе.

Впрочем, претензии к внешности - дело личного вкуса, согласен, но у фильма хватает и других проблем. Во-первых, основа его воздействия - поистрепавшаяся за истекшие годы сместь экзотических локаций, эротических сцен и псевдо-философской дребедени, опять-таки не без примеси восточной мистики. Начнем с того, что для французской культуры в этом не было ничего нового уже на момент выхода фильма: это типичная формула произведений маркиза де Сада. Разглагольствования, с целью совратить невинную девушку и склонить ее ко всем возможным видам секса - все это стандартная программа в книгах неистового маркиза. Вот только засада в том, что и эротические сцены в его книгах были настолько откровенны, что конгениальной экранизации, насколько мне неизвестно, так ни разу и не сняли - и философия тоже у него была не только провокационной, вызывающей, но, к тому же, блестяще выстроенной и весьма эрудированной. Персонажи "Эммануэль" отделываются "глубокомысленными" сентенциями в духе "Любовь мужчины и женщины устарела, им нужен кто-то третий". Попробуйте, без флера ностальгии, пересмотреть фильм и проследить мотивацию героев: чего, собственно, хотела Би? Почему вся такая любящая мужа главная героиня на несколько дней ломанулась черти куда в экзотической стране, никак не предупредив свою вторую половину? Если он, в свою очередь, так уж хотел предоставить ей эротическую свободу, то что его так огорчило? Почему старик Марио с его напыщенным бредом так неотразим, что героиня покорно подставляется под групповое изнасилования наркоманами и отдается боксеру на виду у всех собравшихся поглазеть бой? Обратите внимание: я не говорю, что объяснения этому невозможно придумать, я говорю, что в самом фильме они не очевидны и не слишком убедительны.

Стоит еще учитывать, что для Жюста Жэкина это была первая режиссерская работа, отсюда, полагаю, и немалое количество недостатков, главный из которых - претенциозность. Обратите внимание, например, на сцену, в которой муж Эммануэль приходит к своей знакомой с непонятными претензиями, а потом ее едва ли не насилует: резкие движения, громкая музыка - но выглядит все это очень наигранно и неестественно. Не менее забавно смотрится, к примеру, финальная сцена: героиня прошла через испытания, стала "настоящей женщиной" и теперь преобразуется в соответствии с тем, чему научилась. Спору нет, в некоторых сценах фильма, усилиями гримеров и оператора, Кристель выглядит неплохо - но в этой... Опять-таки, пафос, претенциозность - и внешний вид, которого бы иная "вокзальная" постыдилась бы - настолько пошлым и глупым он выглядит.

Воздействие фильма на культуру и впечатляющий кассовый успех тоже объяснить не сложно: общеизвестно, что он удачно пристроился в кильватер к "Последнему танго в Париже" - до этого "откровенное кино" показывали только в специализированных кинотеатрах, но вдруг оказалось, что можно "пролезть" и в обычные, если не акцентировать внимание на гениталиях и их взаимодействии. По нынешним меркам фильм и вовсе не выглядит особо откровенным: в некоторых телесериалах сейчас обнаженки не меньше.

Тем не менее, есть красивые сцены, есть хорошие находки: к примеру, платье с открытой спиной, которое героиня носит ближе к финалу, по-настоящему удачно ее преображает. Словом, фильм смотреть можно, даже не из соображений "общего образования", но "шедевром на все времена" считать его сложно. С другой стороны, я давно не пересматривал того же Залмана Кинга или Тинто Брасса - и еще вопрос, выдержали ли они "проверку временем".

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us