Джонатан Страуд - Врата Птоломея

25 октября 2012 г.Просмотров: 2142RSS
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: ,
]]>
]]>

Jonathan Stroud - Ptolemy's Gate

Джонатан Страуд - Врата Птоломея (Jonathan Stroud - Ptolemys Gate)

Мистер Мандрэйк дорос до министра информации, но счастливее от этого не стал: в Америке идет война, простолюдины волнуются, дел невпроворот... Бартимеус уже три года томиться у него в рабстве и очень ослабел. Тем временем, Китти Джонс, которую считают погибшей, изучает магию и особенно интересуется как раз прошлым означенного джинна.

Завершение трилогии окончательно убедило меня в том, что неплохой, по сути, писатель попался в довольно распространенную ловушку. Его первая книга, "Тайный огонь", была довольно типичным и нудным подростковым фэнтези - собственно, она и не снискала автору особых лавров. Зато роман "Амулет Самарканда", открывший так называемую "Трилогию Бартимеуса", прогремел сразу и впечатляюще громко: это был отличный образчик юмористического фэнтези, даже способных похвастаться неплохо задуманными и выписанными персонажами. К сожалению, уже со второй книгой серии, "Глаз Голема", автор попал в вышеупомянутую ловушку: он скорчил серьезную мину и "полез на трибуну" с примитивными политическими аллегориями и потугами на психологизм. В третьей части цикла эти недостатки никуда не делись, хотя и стали меньше бросаться в глаза. Более того: писатель все-таки снизошел до того, чтобы подробнее проработать мир, в котором происходит действие его романов. Нам рассказали о мире джиннов, о принципах работы магии и тому подобных вещах. Но вот беда: все эти сведения - лишь подпорки для не особенно интересного сюжета. То есть, как только Страуду нужно оправдать очередной виток развития событий, он делится объяснением. То есть, не события вытекают из устройства мира, а детали устройства мира оправдывают авторский произвол в развитии сюжета.

Что касается психологизма, пресловутого "развития характеров", то оно тоже не вызвало у меня восторга: в первой книге главный герой - мальчишка, дерзкий по замыслам и неплохой по характеру. Во второй книге, когда он "приобщился к власти" из героя делают такую же сволочь, как и все остальные правители империи, как и те, кто вызывал у него самого и у читателя резкое неприятие. Ну и, как и предполагают правила хорошего тона и литературного мастерства, в третьей книге цикла, Натаниэль-Мандрейк постепенно понимает, что "свернул не туда", исправляется и даже... Молчу, молчу. Но только вот засада: развитие персонажа, тем не менее, выглядит скорее шаблонным, чем убедительным. неубедительным и шаблонным. Доходит до смешного: Бартимеус, джинн, который постоянно твердит о своей любви к изменчивости, остается единственным персонажем цикла, характер которого выписан вполне достоверно, но не меняется ни на йоту.

В целом, я бы сформулировал так: Страуд - писатель крепкого второго, а то и выдающегося третьего эшелона, у которого есть некоторый вкус к юмористическому и приключенческому фэнтези, но делать хоть сколько-нибудь серьезное лицо ему противопоказано. Что, кстати, он блестяще подтвердил, написав приквел к "Трилогии Бартимеуса": "Кольцо Соломона" - честное, временами забавное развлекалово, которое стоит второго и третьего тома трилогии вместе взятых.

В целом же, я уверен, что не буду перечитывать уже знакомые мне книги этого автора и только с очень большого "читательского голода" возьмусь за другие его произведения. На мой вкус, есть много гораздо более интересных литераторов.


Автор: vxga
twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us