Джон Норман - Рабыня Гора

29 мая 2013 г.Просмотров: 3164RSS
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: , ,
]]>
]]>

John Norman - Slave Girl of Gor, 1977

John Norman - Slave Girl of Gor, 1977

Земная девушка - студентка и поэтесса по имени Джуди Торнтон была похищена и перенесена на планету Гор, где у нее может быть только одна судьба: превратиться в рабыню. Впрочем, она еще и стала частью большой игры, которую ведут агенты курий.

Десятый роман о Горе здесь .

В большинстве случаев, если хотят принизить Джона Нормана как писателя, то припоминают ему именно этот роман. И основания на то есть: с точки зрения структуры книга удивительно схожа с произведениями... маркиза де Сада. Оба автора с удовольствием заставляют своих героев философствовать на скандальные темы, причем эти рассуждения в книге занимают значительно больше места, чем сюжет как таковой. Правда, в отличие от маркиза де Сада, Джон Норман не слишком следит за разнообразием аргументов, которые приводят его герои. На страницах романа раз за разом возникают практически одинаковые рассуждения, не меняющиеся даже при смене оратора. Впрочем, большинство философствований на тему "женщина - прирожденная рабыня и стать рабыней - это ее единственный путь к счастью", приписывается самой главной героине, Джуди Торнтон. Сложность в том, что даже ее мировоззрение развивается не поступательно, а циклично. Попав на Гор обычной, гордой и заносчивой земной девушкой, она быстро понимает, что здесь ее сделали рабыней и обращаться будут только как с рабыней. Вначале она в ужасе, потом постепенно проникается осознанием того, что это и есть путь к счастью - как для женщины вообще, так и для нее самой в частности. Такое развитие персонажа обладало бы внутренней логикой - даже если вы не согласны с подобной философией. Вопрос в том, что Джуди проходит подобный путь не раз и навсегда, а по кругу: вспышки гордости и отрицания своего положения, наказание, принятие рабства - опять и опять. Именно это, по сути, и есть наиболее раздражающая черта романа. Можно, правда, предположить, что это осознанный тактический прием: желая переубедить читателя, Джон Норман действует по принципу "повторение - мать учения", не столько переубеждая, сколько вдалбливая свою позицию в подкорку оппонента.

К слову, мне доводилось встречать женщин, которые разделяли философию автора - чтобы не говорили противники Джона Нормана. 

Построение сюжета в этой книге довольно любопытно, хотя оценить его не так-то легко. Дело в том, что ключевые события разнесены довольно далеко друг от друга, утоплены в потоках рассуждений - и уследить за всеми деталями не так-то просто. По сути, сюжетов здесь даже два: история того, как Джуди Торнтон, гордая поэтесса и филолог, стала идеальной рабыней, найдя идеального хозяина и история того, как ее пытались использовать агенты курий, злобных инопланетян, главных "плохих парней" всего цикла. В этой сюжетной ветке появляется Боск из Порт-Кара и его союзник, агент Царствующих Жрецов. Правда, возникают они ненадолго и, похоже, только для того, чтобы перекинуть мостик к последующим книгам цикла.

"Любопытным" я назвал такое построение потому, что до самого конца книги, читатель толком не понимает ее структуру: уловить вот эти две сквозные истории, понять их рисунок можно только внимательно прочтя роман целиком.  До этого, автор умудряется несколько раз сбивать читателя с толку, внушая ему, что на самом деле эта история совсем о другом - и движение сюжета кажется хаотичным и непродуманным. 

Словом, читателю этой книги понадобиться хорошее знание предыдущих книг цикла и изрядный запас терпения. Но все-таки, оно того стоит, на мой взгляд. 

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us