Джек-потрошитель

]]>
]]>

Jack the Ripper, 1976

Jack the Ripper, 1976

Полиция безуспешно пытается поймать неуловимого убийцу проституток - Джека-Потрошителя. Кто же знал, что преступник - доктор, не спящий ночами, чтобы лечить бедняков? Следователю просто не обойтись в этом деле без помощи своей бывшей невесты, балерины.

Режиссер: Джесс Франко

В ролях: Клаус Кински, Джозефин Чаплин, Лина Ромэй, Лорли Бучер

За несколько дней до того, как я в очередной раз пересматривал этот фильм, умер Эрвин С. Дитрих, его продюсер, неоднократно работавший с Франко. Это - вероятно, самая визуально роскошная и смелая их совместная постановка, при чем, по словам продюсера, он сильно сомневался в этом проекте, но Джесс просто горел энтузиазмом и сумел его переубедить. Он просто предъявил не только сценарий, но и готовые, подробно расписанные съемочные планы. Со сценарием, правда, есть нюанс: по сути, Джесс использовал каркас истории своего раннего фильма "Ужасный доктор Орлофф". Но с другой стороны, стилистика, да и атмосфера фильмов отчетливо различаются и зритель, не являющийся дотошным фанатом Франко, может этой уловки и не заметить.

Звезды фильма - Клаус Кински и Джозефин Чаплин, из соображений бюджета, были доступны на ограниченное время: к примеру, Кинси, исполнитель главной роли, сыграл все свои эпизоды всего за 7 дней. При этом, если верить Эрвину С. Дитриху, он работал, не взирая на контракт, чуть ли не по 14 часов в день, не требуя дополнительной оплаты.

В "роли" Лондона снимался Цюрих, причем всю натуру, опять-таки, нашел Франко - и сам продюсер, немец, до последнего не верил, что этот фокус сработает. На мой взгляд - все удалось: фильм буквально пропитан атмосферой "хаммеровских" фильмов, особенно если смотреть в крайне колоритно звучащем английском дубляже. Интересным режиссерским решением мне показалось и то, что город, по сути, выглядит очень пустынным: если не считать кабаре и его посетителей, то на улицах мы видим только главных героев - Джека, проституток, ну и нищего.

Реальная история Джека Потрошителя и гипотезы о его личности, подозреваю, интересовали Франко не то, чтобы очень сильно, но в целом, герой получился не особенно сложный, но вполне достаточно прописанный. Мать нашего доктора была проституткой, пережитые им в детстве унижения отразились на психике - и теперь он сначала трахает девиц легкого поведения, а потом убивает их, очевидно, для него это - своего рода символическая месть матери. И снова: мало-мальски знакомый с фильмами Франко человек не может не заметить, что одну из этих проституток играла Лина Ромэй, муза и гражданская жена Джесса. Эротическая сцена в наличии и довольно жесткая, хотя у Ромэй было немало материала гораздо "горячее". Попутно отмечу, что это второй и последний фильм, в котором раздевалась на экране очаровательная госпожа Чаплин.

Франко часто записывают в ряды хоррор-режиссеров, хотя на самом деле фильмы ужасов в его наследии - капля в море. "Джек - потрошитель" - как раз один из немногих примеров и едва ли не самый кровавый по меркам старины Джесса. Пара сцен здесь не посрамили бы и иной итальянский ужастик золотого периода - так что ощущение при просмотре возникает довольно необычное, но любопытное.

В целом, получился неплохой, достаточно уютный триллер о маньяке, который вполне может адекватно воспринимать обычный зритель, но в котором есть и любопытные нюансы для бывалого зрителя Франко. Да, "Джек-потрошитель" не дотягивает до его его наиболее безумных работ, но для вовлечения посторонних зрителей в мир папы Джесса подходит, на мой взгляд, как нельзя лучше.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us