Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: Бен Аффлек, Брайан Джонсон, Джейсон Мьюз, Джордж Карлин, Крис Рок, Кэрри Фишер, Марк Хэмилл, режиссер Кевин Смит, Уолтер Флэнаган, Уэс Крэйвен, Эли Лартер, Элиза Душку
Jay and Silent Bob Strike Back
Джей и Молчаливый Боб узнали две потрясающие вещи: во-первых, про них собираются снять фильм, а во-вторых его уже обсуждают в интернете, попутно поливая грязью их самих. А значит - надо поехать в Голливуд и остановить съемки фильма.
Режиссер: Кевин Смит
В ролях: Кевин Смит, Джейсон Мьюз, Элиза Душку, Бен Аффлек, Крис Рок, Джордж Карлин, Уэс Крэйвен, Марк Хэмилл, Кэрри Фишер, Эли Лартер, Аланис Морисетт, Уолтер Флэнаган, Брайан Джонсон
Я помню свой первый просмотр этого фильма: незадолго до того я посмотрел "Догму", нежно любимую мной до сих пор, и, увидев афиши кинотеатров, счел, что это его продолжение. О вселенной, выстроенной Кевином Смитом, о "Клерках" и прочих "Тусовщиках из супермаркета" я тогда еще, насколько помню, не имел никакого понятия. Фильм оставил меня в ээээ.... легком недоумении, потому что ждал я несколько иного. С годами, впрочем, я начал относится к нему гораздо теплее, а иногда и пересматривать.
На мой взгляд, как противники его, так и сторонники несколько перегибают палку. С одного конца ринга то и дело несутся обвинения в сортирном юморе, абсурдности, дурной актерской игре и полной тупизне. С другого - заявления о том, что в этом фильме есть философские глубины, простому смертному непонятные. На мой взгляд, и то, и другое - не то, чтобы не верно, но искажает общую картину. Вещи, которые я буду говорить дальше - довольно очевидны, но, как ни странно, многие умудряются их просмотреть.
Во-первых, сам по себе этот фильм - просто капустник, на который позвали ближний круг и хороших знакомых, которых приятно видеть. "Ближний круг" здесь - участники предыдущих фильмов Смита, а их здесь немало, самой разной степени узнаваемости. Да, думаю, все опознали Мэтта Дэймона и Бена Аффлека. А Криса Рока и Аланис Морисетт? Думаю, что уже меньше народу, но не факт - "Догму" смотрели многие. Хорошо... А Уолтера Флэнагана и Брайана Джонсона многие узнали? Те самые парни из "Тайного логова Джея и Молчаливого Боба", знаменитого магазинчика Кевина Смита? Магазин, кстати, тоже мелькает в кадре, с чуть-чуть измененной вывеской. Этих ребят, скорее всего, узнали только те, кто смотрел "Комикснутых парней", которых я, кстати, искренне рекомендую - по мне, так одно из лучших гиковских шоу.
Помимо этого ближнего, но немалого круга здесь едва ли не каждую минуту возникает камео какой-то знаменитости. Ладно, Марка Хэмилла, думаю, узнали почти все, тем более, что Смит, как восторженный фанат, подписал его прямо на экране. А многие ли узнали в монашке, подвозившей героев, саму Принцессу Лею... то есть, простите, Кэри Фишер? Ну или редактора издательства "Марвел" - в разносчике пиццы?
Есть и второй уровень, касающийся уже не персонажей, а отдельных фильмов и целых жанров. Сцену со "Скуби Ду" полагаю, было бы сложно не опознать - при условии, что вы хотя бы краем уха слышали об этой культовой собаке. Точно так же, как и откровенную пародию на фильмы о командах женщин-суперагентов: здесь, похоже, прототипом послужили "Ангелы Чарли". В наше время, кстати, смотреть этот фрагмент еще забавнее: после недавней "попытки римейка" понимаешь, что даже пародия Смита выглядит уважительнее, динамичнее и круче. Ну и, нельзя не отметить, кстати, о знаменитостях, что одну из девушек играла Эли Лартер, звезда "Пункта назначения", а другую - сама Элиза Душку, одна из главных героинь "Баффи".
Да, в большинстве случаев, "вишенки на торте" вроде камео и отсылок остаются "вишенками на торте", а не пытаются подменить собой все блюдо. Но для капустника это вполне закономерный ход - поставить кучу знакомых персонажей в необычные условия. Сюда же вписывается и сортирный юмор: мы видим мир голливудских кинозвезд и супер-агентов через призму восприятия двух туповатых наркоманов - чего, собственно, вы еще хотели? К тому же, именно сортирный юмор всегда был частью так называемой "карнавальной культуры", Бахтин не даст соврать: если вам доводилось читать "Декамерон" (а тем более смотреть что-то из многочисленных "декамеротик"), то вы не могли не заметить, что похабных шуток там хоть отбавляй, а скабрезных ситуаций и того больше. Я сейчас не намерен начинать дискуссию в духе, кто круче - Боккаччо или Кевин Смит, я говорю лишь о том, что в саму эту традицию "Джей и Молчаливый Боб" вписывается запросто. И, кстати, попутно отмечу, что большинство из тех, кто морщит носик о грубого юмора Смита, итальянского классика тоже не читали.
По мне, так получился намеренно туповатый фильм, который, тем не менее, приятно смотрится и пересматривается "своим зрителем". Если вам он не нравится или, тем более бесит - возможно, вы просто не входите в его целевую аудиторию. Лично для меня он где-то на третьем месте среди всех виденных мною фильмов Смита.