]]>
]]>

Django Unchained, 2012

Джанго Освобожденный (Django Unchained, 2012)

Джанго, чернокожий невольник, помогающий охотнику за головами, получает свободу - и становится партнером своего бывшего хозяина.  Коллеги решают освободить жену Джанго, но для этого придется пойти на хитрость.

Режиссер: Квентин Тарантино

В ролях: Джейми Фокс, Кристоф Вальц, Леонардо ДиКаприо, Керри Вашингтон, Сэмюэл Л. Джексон, Уолтон Гоггинс, Деннис Кристофер, Джеймс Римар, Дон Джонсон, Франко Неро, Зои Белл

Как и предыдущие работы Тарантино , полагаю, этот фильм я как следует распробую не с первого просмотра. Но два пункта не вызывают сомнений: в целом, Квентин снова снял фильм в своем неповторимом стиле - и, поскольку мне нравится этот стиль - то мне понравился и "Джанго Освобожденный". И второе: как обычно, Тарантино умудрился обмануть и запутать практически всех: этот фильм - настолько не то, чем он кажется, что пресловутые совы Линча дохнут от зависти.

Ключевой момент, настолько очевидный, что его упускают из виду практически все: предыдущие фильмы Тарантино - вовсе не истории о гангстерах или еврейских мстителях. И "Джанго" - вовсе не история о чернокожем охотнике за головами. Это рассказ о том, как Тарантино любит спагетти-вестерн и блэксплотейшн - и за что именно он любит эти фильмы. Это кино о кино - и, как следует уяснив себе это, можно рассуждать дальше.

Обманок в этом фильме - сколько угодно. Да, нам показывают ужасы рабства - но пресловутый Ку-Клукс-клан выглядит сборищем недоумков. Их длинный диалог о качестве дырок в мешках на голове - одна из самых смешных сцен, написанных маэстро. И, кстати, да - в реальной истории это поистине легендарное общество появилось несколько позднее. 

Мы видим, как негры устраивают гладиаторские бои не на жизнь, а на смерть - но при этом надо учитывать, что такой борьбы никогда не существовало: даже ее название позаимствовано у старого фильма. 

И даже удивление местных при виде чернокожего на лошади - еще одна ловушка: в то время, когда происходит действие фильма негры-ковбои из числа вольноотпущенников встречались и не так уж редко. 

Все это - попросту ловушка для тех зрителей, которые будут искать в фильме обличение рабства и тому подобные большие общественные темы, на которые Тарантино, на деле, плевать хотел. 

Другой подобной ловушкой стала сама лексика фильма: мне показалось или в новой картине режиссера слово "ниггер" звучит так же часто и столь же сочно, как и мат в былых его шедеврах? При чем, обратите внимание, на то, что русский перевод лукавит: нет в нашем языке слова "ниггер", есть "негр", но это нейтральное обозначение, которое не является оскорбительным - в отличие, например, от "черный, черномазый". В английском (или, если угодно, американском) - все строго наоборот: обозначение nigger выглядит оскорблением, а black - нейтральным обозначением. То есть по сути, герои "Джанго" то и дело швыряются словом "черномазый" - а то и "черножопый". Само по себе это вовсе не означает, что тарантино пытался оскорбить афроамериканцев - как объяснял в интервью сам режиссер: "Просто тогда говорили именно так".  Но провокация удалась: Спайк Ли, известный любитель затронуть тему угнетения негров, уже назвал фильм оскорбительным для своих предков - и призвал байкотировать "Джанго Освобожденного".

Но, мне кажется, проблемы афроамериканцев волновали Тарантино не больше, чем трудности официанток в кафе, которым не дают на чай. Гораздо важнее для него - гордо задранная бородка Джейми Фокса на фоне пожара или его же костюмчик с картины Гейнсборо. 

Есть и еще один аспект, на этот раз связанный с именем главного героя: да, фильм называется Джанго, он открывается знаменитой темой из фильма Серджио Корбуччи, а сам Франко Неро , звезда оригинала, сыграл крохотное камео.  И снова все купились, дружно именуя "Джанго освобожденного" - едва ли не римейком того самого "Джанго" . Представляю, как хихикал Квентин. 

Дело в том, что по кинотеатрам многих стран прокатились в свое время волны продолжений и вариаций на тему: в Германии, например, и вовсе едва ли не любой фильм с Франко Неро выпускали, добавив имя Джанго в названии. Примерно как в русских видеосалонах было со Стивеном Сигалом и "Нико".  Словом, в пору было говорить о "джанго-сплотейшн". Именно такой фильм, "поддельный сиквел" и снял Тарантино. Не зря же ни в сюжете, ни в построении фильма, никакой связи с оригиналом нет. Более того, в фильме, как известно, есть отсылка к классической ленте, но совершенно другой: Тарантино намекает, что  Джанго и его жена стали прямыми предками легендарного Шафта, чернокожего детектива из культовых фильмов.

По контрасту, напомню, что Тарантино уже принимал участие в еще одной вариации на эту тему: "Сукияки вестерн Джанго" Такаши Миике . Но там все было сделано честь по чести: есть сходство и в интонации фильмов, и в атмосфере - даже пресловутый гроб с пулеметом внутри имеется.  Тарантино демонстративно избегает подобного....

В остальном - о фильме и без меня уже немало сказано, многое - сказано правильно. Как мне показалось с первого просмотра, роли ДиКаприо и  Кристофа Вальца были великолепны - и я бы не сказал, что в персонаже последнего такое уж сходство с полковником Ланда. Изумительной получилась работа Сэмюэля Джексона - настолько, что я долгое время не узнавал уважаемого мною актера. А вот  герои Джейми Фокс и  Керри Вашингтон, на мой вкус, получились пресноваты: даже внешне эта девушка никак не тянет на любовь всей жизни - на мой субъективный взгляд. Да и финальная месть героя как-то не произвела впечатления: гораздо больше запомнилась перестрелка в дом плантатора, снятая в лучших традициях раннего Джона Ву.

А вообще, чтобы окончательно разобраться в этом фильме, мне нужно дождаться хорошего релиза с кучей допов, с оттяжечкой и кайфом пересмотреть его раз-другой в оригинале - и тогда еще поговорим. 

Купить фильмы о Джанго

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us