]]>
]]>

The Two Faces of Dr. Jekyll

Два лица доктора Джекила, The Two Faces of Dr. Jekyll

Доктор Джекил считает, что в душе каждого человека заключены два противоположных начала - правда, он не любит называть их "злом" и "добром". Он изобрел снадобье, способное отделить одну сторону человеческой натуры от другой. Однажды он решил испытать это средство на себе - и стал мистером Хайдом, обаятельным, но лишенным каких бы то ни было принципов.

Режиссер: Теренс Фишер

В ролях: Пол Мэсси, Дон Аддамс, Кристофер Ли, Дэвид Кософф, Френсис Де Фолфф, Норма Марла, Магда Миллер, Оливер Рид, Уильям Кендалл, Хелен Госс

То, что это творение студии Hammer film - узнается сразу, не глядя на титры - по особенной стилистике, атмосфере, которой умели тамошние кинематографисты пропитывать каждый кадр. Тем более, что работали над фильмом "лучшие люди": режиссером стал Теренс Фишер, едва ли не самый знаменитый режиссер студии. Не обошлось и без Кристофера Ли, правда, на этот раз у него далеко не главная роль - но зато весьма оригинальная. Он играет приятеля нашего доктора, который постоянно занимает у него деньги - и, к тому же, герой Ли - любовник жены Джекила. Персонаж, как видите, не самый симпатичный, но в игре Ли все-таки чувствуется аристократическая элегантность. Как говорят, эта роль была написана специально для Кристофера Ли, и он называл ее в числе своих любимых профессиональных работ. Любопытно, что Ли позднее сыграет в еще одной, более близкой к первоисточнику адаптации Стивенсона - фильме "Я, чудовище".

Кстати, об актерах - в небольшой роли вышибалы в клубе вы можете заметить Оливера Рида, еще не ставшего большой звездой. Это он пытался сцепиться с Эдвардом Хайдом.

При создании фильма акценты истории, написанной Стивенсоном, сместили - и, как мне кажется, довольно любопытно. Во-первых, Хайд здесь не уродлив внешне - он выглядит, в каком-то смысле, привлекательнее самого Джекила - по мнению критиков, это отражает присущую режиссеру Теренсу Фишеру веру в "очарование зла". Во-вторых, здесь Хайд не жесток (помнится, Стивенсон особо подчеркивал эту его черту), а скорее аморален.

Как мне показалось, под определенным углом зрения эту историю вообще можно рассматривать как метафору наркомании: под действием зелья, из натуры Джекила выделяется те стороны его "я", которые обычно подавляло викторианское общество. Он чувствует своего рода "освобождение", даже двигается раскрепощенее. Но все же, пытается отказаться от новой дозы - и не может этого сделать.

Моменты, когда две стороны его сущности борются в одном теле, изрядно напоминают сцены с Голлумом из "Властелина колец" - разве что вместо водной глади перед героем - обычное зеркало.

И все-таки, это не лучший фильм студии - как мне кажется, его создатели слишком увлеклись морализаторством в ущерб атмосфере. Но посмотреть его все-таки стоит, если вам по нраву то, что называлось раньше Hammer film.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us