]]>
]]>

Tenebre, 1982

Tenebre, 1982

Писатель, автор детективных бестселлеров, приезжает в Рим - и тут же начинаются убийства, вдохновленные его последней книгой. Полиция подозревала и самого автора, но отказалась от этой мысли. Тем временем, количество трупов все растет, а сам писатель оказывается втянут в независимое расследование.

Режиссер: Дарио Ардженто

В ролях: Энтони Франчоза, Дария Николоди, Джулиано Джемма, Джон Сэксон, Ания Пьерони, Мирелла Д’Анджело, Ева Робинс, Микеле Соави

Оригинальное название фильма означает "мрак, тени" и кажется отсылкой к одной из Трех Матерей из знаменитой трилогии Ардженто: Mater Tenebrarum. Но Матери Тьмы был посвящен предыдущий фильм маэстро - "Преисподняя" и данная картина не имеет к знаменитой трилогии никакого отношения. Впрочем, есть одна перекличка - первая жертва в фильме, та, которой распороли горло бритвой, сыграна Анией Пьерони, которая в "Преисподней" играла таинственную девушку с кошкой на руках, предположительно - воплощение Матери Слез. Сама сцена ее гибели, кстати, весьма интересно обставлена: девушку успели напугать, она убегала от опасности, но настоящий удар ждал ее с совершенно другой стороны.

В целом, Ардженто решил, после парочки очень удачных мистических фильмов, обратиться к джиалло, с которых и начинал. Это подчеркнуто даже в самом фильме: рекламная лента на обложке книги главного героя, которую мы видим в магазине, как раз и говорит что-то про "джиалло".

Источник вдохновения был отчасти автобиографичен. По словам Ардженто, когда он был в Лос-Анджелесе и работал там над сценарием, ему начал названивать навязчивый поклонник - по два-три раза на дню. Поначалу, как говорит режиссер, это было даже приятно, но потом начались угрозы... В результате Ардженто посоветовали улететь из Америки, что он и сделал. Вторым источником вдохновения, по словам самого Ардженто, были хронические обвинения в женоневистничестве, нелюбви к животным и вообще садизме. Как говорил сам Дарио, животных он любит и вообще всю жизнь был вегетарианцем - но какой же критик ему поверит: особенно, учитывая, что очередные появления на экране Черных Перчаток Убийцы снова были сыграны самим режиссером. По словам очевидцев, снимаясь в этих сценах, Ардженто всегда получал массу удовольствия. С критиками он, к слову, расплатился сполна: в какой-то момент, его герой, писатель, начинает подозревать в убийствах критика - что одновременно и забавно, и символично. Более того: Ардженто не только ехидно озвучил обвинения в сексизме устами героини-журналистки, так еще и сделал ее лесбиянкой: играет эту роль, к слову сказать, Мирелла Д’Анджело - это ее героиню в "Калигуле" главный герой лишил девственности на глазах у жениха.

В фильме хватает традиционных для творчества Ардженто мотивов: вышеупомянутая героиня нетрадиционной ориентации, например. Будет очередное убийство, которое герой наблюдает за стеклом, бессильный помочь жертве - как в "Птице с хрустальным оперением". Попытки вспомнить ключевую деталь, которая поможет разгадать преступление - как в той же "Птице..." или в "Кроваво-красном". Жертва убийства, падающая сквозь стекло, в конце концов. Словом, многие элементы, из которых складывается история, покажутся знакомыми.

Знакома и исполнительница одной из главных ролей - помощницу писателя играет Дарья Николоди, спутница жизни самого Ардженто. Правда, выглядит она здесь какой-то постаревшей, а ее героиня зачастую ведет себя как туповатая стерва. Актриса, кажется, тоже была не в восторге от роли, упоминая в интервью, что она "требовала меньше воображения". Она даже отмечала, что в финальной сцене ей полагалось просто вскрикнуть, но она решила выпустить все накопившееся разочарование - и от души прооралась, причем ее никто не остановил.

Из других камео отмечу паренька, который ссадил девушку с мотоцикла по середине улицы - эту роль была сыграна Микеле Соави, в будущем - еще одним классиком итальянских фильмов ужасов и частого соратника Ардженто. Ну и, понятное дело, нельзя не обратить внимание на появление Джона Сэксона, сыгравшего отца главной героини в оригинальном "Кошмаре на улице Вязов".

Не смотря на мрачное название, фильм выглядит очень светлым и почти футуристическим. В интервью Ардженто говорил, что снимая, он представлял себе, что действие происходит на 15 лет в будущем, в мире, который пережил ядерную войну, но об этом все уже позабыли. Именно поэтому так мало людей на улицах, и даже магазин выглядит наполовину пустым.

Как бы от ни было, сам фильм несколько уступает предыдущим работам Ардженто: интрига никогда не была в его работах на первом месте, но здесь и съемки производят меньшее впечатление, а временами и просто озадачивают. К примеру, к чему были медленные панорамы по стене здания, крупным планом - перед очередным убийством. Нам нужно был рассмотреть фактуру бетона?

С другой стороны, в этом фильме Ардженто оказался несколько откровеннее по части эротики: одна только сцена с героиней Евы Робинс на пляже, наверное, запомнится всем зрителям. Забавно, кстати, что через год после "Дрожи" она сыграла в "Геркулесе" с Луи Ферриньо, где снималась так же и Мирелла Д’Анджело, а режиссером был Луиджи Коцци, частый соратник и старый друг Дарио Ардженто.

В целом - хороший фильм, не дотягивающий до шедевров маэстро, но весьма достойный просмотра. Опять же, любителям фильмов ужасов здесь точно есть, чем поживиться: не зря фильм постоянно резали, а в Германии полная версия не выходила до сих пор.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us