Догонялки со смертью

]]>
]]>

Riaru onigokko, 2015

Riaru onigokko, 2015

Обычная школьница ехала с одноклассницами на школьном автобусе, как вдруг ветер, налетевший ниоткуда, срезал половину автобуса, попутно разрубив и всех, кто в нем был - кроме одной этой девушки. И раз за разом вокруг нее будет повторяться невероятное: ее подруги гибнут жестокими смертями, но стараются спасти ее, приговаривая: "Вспомни, вспомни...".

Режиссер: Сион Соно

В ролях: Рейна Триндл, Марико Шинода, Эрина Мано, Юки Сакураи

Сион Соно - один из самых уважаемых и известных кинематографистов современной Японии. Правда, на мой взгляд, он же режиссер, способный работать в прямо противоположных направлениях: спорный, но любопытный фильм ужасов "Клуб самоубийц" и, одновременно, пустой и претенциозный "Опасность" (он же "Риск", "Hazard"). Этот фильм почти безукоризнен с моей точки зрения - в своей, уникальной нише.

С одной стороны, это "трешевый", яркий ужастик, который начинается с ударной сцены: целый автобус, верхняя половина которого снесена на наших глазах - и теперь он заполнен аккуратно разрезанными половинками мертвых тел. И одна живая девочка, посреди этого цветастого кошмара. И продолжается он, в общем-то, в том же духе - бесконечный поток ярких ситуаций и образов: крокодил, грызущий свою жертву как оживший степлер и с маниакальной точностью, раз за разом, попадающий ей по промежности... Школьный урок, который заканчивается кровавой бойней - японские фильмы ужасов вообще питают слабость к этой обстановке.

При этом, режиссер нашел довольно любопытное решение: большую часть фильма, кажется, героиня куда-то несется или от чего-то убегает. И практически весь фильм пропитывают звуки рок-музыки (весьма качественные, кстати, на мой взгляд), но они... вовсе не призваны нагнетать драйв и напряжение, как это сделал бы режиссер-европеец. Эта музыка очень атмосферна, но, чаще всего, она меланхолична, временами - даже депрессивна. И, как мне кажется, именно в контрасте между напряженными событиями и таким саундтреком и таиться значительная часть прелести этого фильма.

В результате, когда карты оказываются таки выложены на стол и зритель убеждается в правильности своих подозрений, разгадка не особенно удивляет - и даже не вызывает особого интереса, но парадокс в том, что удовольствие от фильма это нисколько не портит. Зрителю гораздо интереснее было наблюдать за тем, как этот серпантин образов разворачивается, наслаждаться ритмом, атмосферой и красками зрелища, а разгадка воспринимается как условность, вишенка на торте, без которой вполне можно обойтись, но как-то принято, чтобы она была.

При этом, при желании, можно найти и авторскую философию, но тут уже не обойтись без СПОЙЛЕРОВ.

Итак, как выясняется в финале, все происходящее - игра, которой управляет старик. Он сумел клонировать главную героиню и ее подруг и каким-то образом поместил эти клоны в 3D игру. Насколько я понимаю, целью этих манипуляций было добиться до того, чтобы персонаж вышел из игры - что и происходит ближе к концу фильма. В реальном мире оживший клон уже поджидает некий молодой человек, скорее всего, клон того самого старика - чтобы переспать с ней. Но девушка принимает другое решение: она убивает молодого парня, сводит счеты с жизнью, а следом самоубийства совершают и все ее аналоги в игре.

Если очень захотеть, то здесь можно увидеть обличение современного японского общества, в котором все так увлечены компьютерными играми, сетевым общением и тому подобными суррогатами, что почти разучились общаться и взаимодействовать в реальной жизни. Говорят, это большая и серьезная проблема. С другой стороны, можно посчитать, что это все метафора творчества: старик с джойстиком как аналог режиссера и сценариста, который распоряжается жизнью героев и посылает их на смерть - пока герои, наконец, не взбунтуются и не найдут своего рода выход, избавляющий их от деспотической власти.

Но, как мне кажется, и это очень японское свойство - еще интереснее не пытаться вычитать в этом фильме некие идеи (благо, все это, по большому счету, общие места), а наслаждаться им как он есть: красиво снятое зрелище, с приличной игрой актеров и своеобразной атмосферой.

Что касается актеров, то Рейна Триндл, исполнившая роль Мицуко, сыграла так же в "Проклятие: Начало конца", Марико Шинода (Кейко) сыграла у Такаши Миике в новом фильме "Терраформирование", но лично на меня произвела наибольшее впечатление Юки Сакураи, сыгравшая роль Аки, бессменной подруги и помощницы главной героини. Любопытно, что сейчас она снова снимается у Соно - в международном киноальманахе "Madly", где режиссерами других сегментов будут, к примеру, Габриэль Гарсия Берналь и... Миа Васиковска.

Киноманам так же любопытно будет узнать, что "Догонялки со смертью" - не первая экранизация этого сюжета. До них было снято три полнометражных фильма, которые в оригинале именовались "Riaru onigokko" (часть такая-то) и сериал "The Chasing World: The Origin". На том же кинопоиске, по доброй традиции, все фильмы этого цикла носят разное название. В любом случае, в основе лежит роман Юсукэ Ямады, который, похоже, не переводился с японского. А вот оригинальный фильм мне раздобыть удалось, так что скоро поделюсь впечатлениями.

Как бы то ни было, "Догонялки со смертью" лично мне понравились сильнее, чем два других фильма Соно, которые я смотрел.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us

  • Комментариев: 0

  • Вконтакте

  • Facebook

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Комментарий будет опубликован после проверки

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)