Дмитрий Комм - Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов

5 июня 2015 г.Просмотров: 988RSS Обсудить
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: ,
]]>
]]>

Дмитрий Комм - Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов

Книга, кажется, намерена поделиться азами информации о жанре хоррора в кино, и, как положено, начинается она с разговора о немом кино и фильмах "Юниверсал" 30-х годов прошлого века и заканчивается беглым упоминанием некоторых современных фильмов и тенденций. В принципе, для человека, напрочь не знакомого с жанром, она даже может произвести впечатление: пишет Дмитрий Комм бойко, временами - даже слишком бойко, пожалуй. Но стоит присмотреться к тексту, хоть немного зная предмет разговора - вылезают довольно очевидные недостатки.

Собственно, ключевых недостатков два, они проистекают один из другого и определяют все остальные недочеты книги. Во-первых, судя по всему, это вообще не книга - в смысле, что она не является цельным произведением, подчиненным единому замыслу. Это сборник статей на определенную тему и, судя по всему, тексты для книжного издания не редактировали, в результате в разных главах и контекстах несколько раз едва ли не дословно повторяются отдельные пассажи, хотя возвращаться к этим утверждениям по мере развития книги смысла, кажется, и не было. В результате, вопреки своему заглавию (и особенно - гордому подзаголовку) книга не справляется с ролью "введения": некоторым темам уделено слишком много внимания, некоторым - явно недостаточно.

Теоретические рассуждения автора - страницы, посвященные "технологии страха" и разнице между хоррором и другими жанрами, тем же вестерном, - эту часть книги я оставлю в покое. Как и положено киноведу автор любит рассуждать по принципу "что я думаю о жанре в целом и как он устроен" - среди подобных рассуждений есть и любопытные, но для меня в подобной литературе всегда интереснее факты, история развития жанра, создания фильмов, творческого пути основных мастеров хоррора. И вот тут у Комма все гораздо сложнее.

К примеру, такая титаническая фигура, как Роджер Корман удостоился буквально пары страниц, в основном посвященных экранизациям Эдгара По - но этим его вклад в жанр далеко не исчерпывается. При этом хипповый разгул шестидесятых, мягко говоря, опосредовано связанный с жанром, расписан гораздо подробнее - зачем? К чему было целую главу подробно расписывать итальянские комиксы? Причем любопытно то, что большая часть этих комиксов, о которых так подробно пишет Дмитрий Комм не то, что на русский - на английский-то не переводилось. Он так хорошо владеет итальянским, что ознакомился с воспеваемыми им fumetti в подлиннике? Тогда как получилось, что фильм "Изабелла, дьявольская герцогиня" Дмитрием Коммом расписан как полный пыток и невероятной жестокости? Как человек, которому довелось переводить эту ленту, могу напомнить то, о чем я и писал в своем обзоре: упомянутая "Изабелла" - не более, чем приключенческий фильм со значительной долей эротики, близкий "родственник" любимой в нашей стране "Анжелики". Подозреваю, что заключение уважаемого киноведа основано на заглавии фильма, а не на знакомстве с ним.

Есть и другие странноватые сближения: к примеру, он пишет о "Главном охотнике на ведьм" и утверждает, что стилистически он схож с великим "Плетеным человеком". Ну да, ну да - первый - исторический, приключенческий фильм, напоминающий, скорее уж, все ту же "Изабеллу, дьявольскую герцогиню". А второй - роскошная психоделическая фантазия с неповторимой, ни на что более не похожей атмосферой. Более того, углядеть в "Плетеном человеке" сатиру на хиппи, как это делает Комм, это надо постараться: суть фильм строго противоположна - это рассказ об английском полицейском, который приехал устанавливать свои порядки и попал в смертельную ловушку именно потому, что считал, что имеет право указывать окружающим, как им жить. Это изложение, разумеется, тоже упрощает содержание сложнейшего фильма, но оно позволяет указать главное: это сатира не на хиппи, а как раз-таки на "добропорядочного англичанина". Что бы там не пытался утверждать киновед - так что два упомянутых им фильма не схожи ни стилистически, ни по своему философскому подтексту. "Купиться" на такое утверждение может только человек, который в глаза не видел ни того фильма, ни другого.

Подобный подход - расчет на читателя, который просто плохо себе представляет о чем вообще идет речь, еще ярче виден в главе, посвященных Джессу Франко и Жану Роллину. Первый из них представлен как чудак, считавший, что им всю жизнь руководит привидение: при всей любви Франко к Соледад, я бы не отказался почитать первоисточник, на котором основаны соответствующие страницы книги Комма. Более того, утверждение, что Франко снимал "одну и ту же историю" - мягко говоря спорно: военная драма "Падение орлов", психоделическая "Девственница среди живых мертвецов", юморной "Убийцы Барби против Дракулы" и почти безупречно верный первоисточнику "Граф Дракула" - даже снимая об одном и том же персонаже, Джесс находил разные подходы. Но нет - рассказать про зум и привидение, конечно, гораздо важнее. Жану Роллину так же уделено не слишком много серьезного внимания - его упомянули, снисходительно похлопали по плечу... И хватит с одного из самых самобытных представителей французского кино.

Зато поистине огромная глава, чуть ли не самая большая в книге, посвящена... китайскому фэнтези "уся". Попутно автор счет возможным поговорить о Джеки Чане, Джоне Ву и других титанических фигурах, не имеющих к хоррору как таковому никакого отношения. Зато о "Синдроме Эбола", если уж вспоминать наиболее очевидные фильмы, автор, кажется и не слыхивал, как и о других работах Хермана Яу.

Даже говоря на темы, в которых он, кажется, разбирается, Комм иногда склонен занимать странноватую позицию. Зашла речь про итальянское кино - и Дарио Ардженто будет уделено пристальное внимание, а о Фульчи упомянут парой слов как об авторе "низкопробной подделки" - "Зомби 2". Комм умудряется долго склонять имя Лавкрафта в связи с Ардженто, но, похоже, и не подозревает о "Городе живых мертвецов" и "Седьмых вратах Ада", в которых Фульчи использует не только атмосферу Лавкрафта, но и прямые отсылки к его творчеству.

Более того: говоря об Ардженто, автор книги упоенно рассуждает, что в его фильмах "зрителя насильственно заставляют встать на точку зрения маньяка", всегда показывая убийство его глазами. Это у режиссера, у которого мотив "свидетеля, который вынужден бессильно наблюдать за убийством" кочевал из фильма в фильм, начиная с "Птицы с хрустальным оперением" и заканчивая "Оперой"? Мы точно одного и того же Ардженто смотрели, уважаемый?

Говоря о кино в общем, впрочем, автор тоже допускает странноватые утверждения. Говорит о том, что режиссеры-"ремесленники" в том же итальянском кино участвовали в создании фильма на всех этапах - и противопоставляет этот подход "бездушному" Голливуду, приводя в пример... "Аватар" и "Властелин колец". Вы пересмотрите фильмы об их создании, осознайте насколько подробно Питер Джексон и Джеймс Кэмерон входили в каждую деталь подготовки этих фильмов и... И задумайтесь еще раз о том, что нам с умным видом вещают с этих страниц.

Напоследок хотелось бы подчеркнуть, что для отечественного киноведения это почти этапная работа: наконец-то кто-то хотя бы попытался всерьез говорить о жанре хоррора. Но расти еще нужно и много, потому что этот "первый блин" вызывает очень много недоуменных вопросов, а временами и сомнений в компетентности автора.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us

  • Комментариев: 0

  • Вконтакте

  • Facebook

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)