День женщины (Я плюю на ваши могилы)

21 февраля 2015 г.Просмотров: 934RSS Обсудить
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: , ,
]]>
]]>

Day of the Woman, 1978

Горожанка приезжает в сельскую местность, чтобы в своем коттедже писать новый роман. Несколько местных жителей ее жестоко насилуют, но она выживает и решает отомстить...

Режиссер: Мейр Зарки

В ролях: Камилль Китон, Эрон Табор, Ричард Паке, Энтони Николс, Гюнтер Климанн, Алексис Магнотти, Тэмми Зарки, Терри Зарки

Боюсь даже предположить под какое количество фильмов более-менее подходит это описание: "изнасилование и месть" за рубежом давно уже воспринимается как отдельный поджанр. Дело-то, кстати, довольно серьезное: у истоков жанра стоял никто иной как Бергман - с "Девичьим источником" (1960). Особо громким успехом был "Последний дом слева" тогда еще не ставшего культовым Уэса Крейвена (1972). Отметился, кстати, даже "отечественный производитель" - с фильмом "Ворошиловский стрелок". Но "День женщины", так же известный как "Я плюю на ваши могилы" - одно из самых знаменитых и, якобы, скандальных произведений. 

В частности, говорят, что сцена изнасилования там очень жестока и занимает едва ли не треть фильма... На самом деле это некоторое преувеличение, хотя актриса и правда большую часть фильма расхаживает обнаженной или полуобнаженной, на худой конец - но я бы не стал называть сцену изнасилования особо натуралистичной или, кстати, хоть сколько-нибудь эротичной. Интереснее другое: не знаю, сознательно ли добавился режиссер этого эффекта, но как раз в этих самых "вызывающих" эпизодах ощутима атмосфера буквально мистическая - настолько, что фильм неявно балансирует на грани... фэнтези. 

Самое интересное, что вышеупомянутый эффект возник совершенно ненамеренно и становится заметен только под определенным углом зрения. Итак, городская девушка в сельской глуши... Она купается обнаженной уже на шестой минуте фильма, она разгуливает и привольно загорает в открытом купальнике - и мы, в общем-то, понимаем, что это может не довести до добра. Чуть позже, в последней трети фильма она услышит от одного из насильников прямое объяснение: такое поведение заставляло рассматривать ее как доступную женщину, шлюху. И результат последовал. 

А теперь посмотрим внимательнее на саму сцену изнасилования - ту самую, которую большинство объявляет жестокой и натуралистичной, не замечая явной сюрреалистичности этих кадров. Мало того, что мимика актеров, играющих насильников, сама пластика их движений, мягко говоря, гротескна, а иногда и прямо комична - обратите внимание, как один из них, очкарик-девственник, начинает... отжиматься по ходу "секса". Это уже вносит странноватые нотки в эпизод, но есть детали и поинтереснее. 

С самого начала сцены изнасилования, сельские мужички выглядят как обитатели другого мира, которые перетаскивают женщину в свою, особую реальность. Этакие реднек-эльфы, если хотите. Обратите внимание, что они увозят женщину в лес - не просто оставляют в камышах, в лодке, где они были бы вполне закрыты от чужих взглядов. Именно в лес, где, на самом деле, наткнуться на свидетеля даже несколько проще. Потом, после того, как ее насилует первый из мужчин, девушку отпускают - чтобы снова возникнуть из лесной чащи несколько минут спустя: почти как духи, вышеупомянутые эльфы. Позднее, когда жертва вырвалась и вернулась в свой дом, они нападают и там - две реальности окончательно смешались. 

Да, вполне возможно, что это разделение сцены изнасилования на три, разведенных по времени эпизода, было задумано просто для того, чтобы расширить метраж, но важно не это - а то, как они, в результате, работают в общей структуре фильма.

Более того - обратите внимание на сцены мести: они не логичны, если рассматривать их только с точки зрения обычной, бытовой логики. Заманив первого из насильников в дом, девушка не убивает его там, где происходящее проще контролировать - она заманивает его в лес, при этом одеваясь в свободную белую одежду. Посмотрите эту сцену внимательнее - и станет очевидно, что теперь она - мстящий лесной дух, они поменялись ролями. Схожая смена ролей есть и в финальной расправе: она отбирает моторную лодку, ту самую, с помощью которой ее похитили - и теперь уже сама использует ее как оружие. При этом, парни, еще до того, как ее изнасиловать, хвастались "удалью", ставя лодку "на дыбы". Теперь уже она сама катается в той же манере, превращая лодку в настолько очевидный "фаллический символ", что это выглядит несколько ироничным. 

В любом случае: фильм действительно обладает мощнейшей энергетикой и сделан интереснее, чем кажется на первый взгляд, его действительно стоит посмотреть. Камилль  Китон не зря называла эту свою роль самой сложной в карьере, сыграно превосходно. Любопытно отметить, что на следующий год после выхода фильма, она вышла замуж за его режиссера и брак продолжался до 1982 года. Словом, на мой взгляд, классикой фильм стал заслуженно. 

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us

  • Комментариев: 0

  • Вконтакте

  • Facebook

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Комментарий будет опубликован после проверки

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)