]]>
]]>

Il Decameron, 1970

Декамерон (Пьер Паоло Пазолини)

Джотто, художник из Северной Италии, приезжает в Неаполь, чтобы расписать фресками собор Святой Клары. По дороге он оказывается свидетелем - а то и просто прохожим - множества живых, забавных и, чаще всего, неприличных историй.

Режиссер: Пьер Паоло Пазолини

В ролях: Франко Читти, Нинетто Даволи, Пьер Паоло Пазолини, Моника ван Вурен, Сильвана Мангано

Фильм получился этапным: не только для Пазолини, но и для итальянского кино вообще, как минимум. По словам режиссера, "Медея" стала для него завершением поисков, начатых в "Теореме" и "Свинарнике". И, как добавлял он: "Что делают, коснувшись дна? Выныривают и — сначала, ежели есть силы. Обычно в молодости, в зрелости такие силы есть: энергия, желание жить, ощущение важности жизни...".

В результате он решил обратиться к народной жизни, но не "варварскому и трагичному" народному миру, а наоборот - "живом, веселом, где люди наслаждаются жизнью, радостями любви". Так возникла идея экранизации Боккаччо, позднее, уже во время работы над этим фильмом, пришли в голову режиссера "Кентерберийские рассказы", еще позднее, во время работы над Чосером - "Тысяча и одна ночь".

При этом Пазолини говорил: "В «Декамероне» я снимал так, как умею и хочу снимать, — более,

чем когда-либо, «по-моему». Если в «Свинарнике», в «Медее» я вел жестокую игру, теперь она на удивление радостна. Радостный фильм (естественно, снимавшийся с большой серьезностью), и, похоже, — вопреки всем ожиданиям, — выражающий полную непокорность". Стилистика автора и правда узнается сразу: те же головы персонажей, вынесенные в центр экрана, та же странная манера даже не проговаривать, а декламировать текст: именно поэтому фильму Пазолини не поддаются дубляжу - таких интонаций я не помню больше ни у одного режиссера.

Это действительно "живое кино", мозаичное, с историями, перетекающими из одной в другую. Причем, хотя во время просмотра это можно и не заметить, во всяком случае, сознательно, но в фильме четко выстроена иерархия: мы начинаем с истории, в которой мошенники не просто грабят наивного парнишку, его заманивают в ловушку - на подпиленные загодя доски туалета. То есть, цель красавицы не просто обжулить, но еще и унизить юношу. А заканчивается фильм видением Богоматери, показом предельной высоты, контрастирующей с "телесным низом" начала картины. После этого нас ждет еще и эпилог, в котором Джотто говорит о том, что в видении, в мечтах, произведение выглядело более совершенным, чем в реальности. Обращает на себя внимание еще и то, что через весь фильм проходят антиклерикальные выпады: могила епископа оказывается целью воров, монашки, поголовно, похотливы... И тем не менее, это не отрицает религиозности: напомню, что в конце нас ждет видения Мадонны - и, кстати, явление призрака, который говорит, что в раю не наказывают за проявления плотского влечения. Богоматерь, к слову сказать, сыграла Сильвана Мангано, побывавшая замужем за Дино де Лаурентисом и родившая ему четырех детей. Она много снималась у Пазолини и Висконти, позднее сыграла в "Дюне" (преподобная мать Рамалло) у Дэвида Линча и у Никиты Михалкова в "Очи черные" - что и стало ее последней работой в кино.

Если смотреть на фильм беспристрастно, без априорного благоговения перед классиком, то, в общем-то, сразу становится понятна история его дальнейшего воздействия. Пазолини показывает красочную историческую обстановку, он предъявляет скабрезные, но добродушные сюжеты - и, как ни странно, остается по-своему скромным: мало кого из женщин успели раздеть за два часа этой эротической комедии. Правда, мужчин, включая и их достоинства, режиссер показывал гораздо щедрее - возможно, именно поэтому фильм получил такой парадоксальный прием: цензура на него ополчилась, но кассовый успех был весомым. На волне популярности шедевра Пазолини возник отдельный поджанр средневековой эротической комедии, который так и называли "декамеротика". Причем масштабы явления впечатляют: с 1972 до 1976 было снято около полусотни фильмов этого "направления", только в 1972 году их вышло около 30. Среди режиссеров, которые отметились в "декамеротике" были, к примеру, Бруно Корбуччи, Антонио Маргерити, Джо Д’Амато. Из актрис в этом жанре, о котором мы еще поговорим, немало поработала Эдвиж Фенек. По сути, во время просмотра фильма Пазолини, сразу напрашивается мысль сделать подобное зрелище несколько более легким, чуть более раскованным в эротическом плане и сосредоточенным, все-таки, на женской, а не мужской натуре. Подозреваю, что именно это и проделали творцы "декамеротики".

Сам Пазолини, по его словам, сыграл в фильме "в силу форс-мажора", но, раз уж он взял на себя роль, то пришлось и отработать ее с точки зрения внутреннего наполнения, воздействия на фильм в целом. В частности, режиссер подчеркивал, что как и его герой, сам Пазолини - северянин, снимающий фильм о южной Италии. Обращает на себя внимание и то, как показан сам режиссер: это подчеркнуто мужественная фигура, с суровым видом и рельефной мускулатурой, любовно прорисованной камерой. Может быть, это уже мои личные заморочки, но во время просмотра, при виде Пазолини в кадре мне часто вспоминался Мисима.

Как бы то ни было, Пазолини для меня до сих пор остается загадкой: один их немногих режиссеров "авторского кино" (как бы вы не называли это расплывчатое явление), чье творчество меня завораживает и чьи фильмы я люблю, хотя не очень могу объяснить почему. Но интересно и другое - и ретроспектива "декамеротики", которую я задумал, наверняка это подтвердит: Пазолини, при всем при том, режиссер очень итальянский, и его фильмы неуловимо напоминают творения того же Д’Амато, каким богохульным не показалось бы профессиональным критикам это сравнение. Внутренние связи итальянского кино вообще сложнее и интереснее, чем кажется на первый взгляд: кто бы сходу заподозрил, что есть тесная связь между классиком Серджио Леоне и "автором кровавых ужастиков" Дарио Ардженто? Кстати, связь Пазолини и Ардженто тоже есть, но более опосредованная: Дарио ценил его творчество и, еще будучи кинокритиком, брал интервью у Пазолини.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us

  • Комментариев: 0

  • Вконтакте

  • Facebook

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)