]]>
]]>

Парочка влюбленных, Барбара и Пауль, выброшена штормом на берег неподалеку от рыбацкой деревушки. Неожиданно Барбара исчезает и Пауль отправляется на поиски. Ему предстоит правду об этом городе и его жителях - и эта правда окажется страшнее любых предположений.

Режиссер: Стюарт Гордон

В ролях: Эзра Годден, Франсиско Рабаль, Ракель Мероньо, Макарена Гомес, Брендан Прайс, Уксия Бланко, Ферран Лаоз, Альфредо Вилья, Эзра Годд

Ph'nglui mglw'nafh Cthulhu R'lyeh wgah'nagl fhtagn!
Фтагн Ктулхуславные!

За сим вступлением - начинаем рецензию на лучшую экранизацию Говарда Филлипса Лавкрафта, по совместительству - один из самых любимых мной фильмов и один из самых недооцененных фильмов в истории кино.

Этот фильм внутри несколько больше, чем снаружи, вот только чтобы проникнуть в эту глубину - нужны некоторые ключи, которыми не все догадаются воспользоваться.

Первое - забудьте про жанр "ужасы" и вспомните, что пресловутый "хоррор" - не более, чем частный случай "фэнтези". А заодно уж вернемся к определению Толкина о том, что лучшие волшебные истории рассказывают о столкновении человеческой природы с нечеловеческой. Судя по этому определению, Лавкрафт всю жизнь писал чистокровное фэнтези. Герой ГФЛ - человек, застигнутый нечеловеческой сущностью Вселенной, и понявший, что вся цивилизация - не более, чем тонкая пленка на поверхности бушующего Хаоса.

Посмотрите теперь, как четко в фильме передана сама динамика погружения человека в нечеловеческое, в изначальный Хаос... В начале Пауль просто пытается решать нормальную проблему нормальными методами: ходит, расспрашивает... И все это на мрачных, погруженных в синеватые сумерки и нескончаемый дождь улицах Инсмаута (даром, что в фильме он назван иначе). Вскоре он поймет, что столкнулся с чем-то чуждым человеческой природе - и для него начнется второй этап погружения во мрак.

Кульминацией этого этапа (да и фильма в целом, во многом) является сцена, оттолкнувшая не меньше зрителей, чем сцена отрезания уха в "Бешеных псах". Герои уже поняли, что оказались в руках последователей нечеловеческого культа - и с одного из героев на глазах у остальных заживо сдирают кожу. Графически эта сцена насилия выполнена на высочайшем уровне, спецэффекты грима действительно тошнотворны, но для зрителя эта сцена практически невыносима по другой причине, чисто психологической. Здесь достигает пика противостояние люди - нелюди. И когда люди заживо прощаются со своим собратом, читая над ним погребальную молитву.... В этот момент, за просмотром кровавого фильма ужасов, ты ощущаешь неистовую гордость за то, что ты - человек. При всем моем резком отношении к христианству - здесь слова молитвы не вызывают у меня отторжения. Звенящая в них гордость явно древнее и могущественнее этой религии, если не всех религий вместе взятых.

Но и это не последний пик ужаса в фильме - как и полагается, самый сильный удар прибережен напоследок, так что будет спойлер. Человек, прошедший сквозь этот ужас, обнаруживает, что он сам причастен к этим чудовищам. Более того, он чувствует, что зов этих чудовищ отзывается у него в крови: он действительно понимает свою нечеловеческую природу. Вот именно в этом и состоит настоящий кошмар и высокая трагедия этого фильма - не знаю, удалось ли мне хотя бы отдаленно объяснить в чем там суть.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 4
    
    • Комментариев: 4

    • Вконтакте

    • Facebook

    •  lavkin | 3 декабря 2010 в 17:54:13

      "Дагон" - единственная адекватная экранизация Лавкрафта. Во-первых, потому что он сделан для большого экрана, поэтому способен охватить широкую аудиторию. А во-вторых, в нем приоткрывается дверка в мифологию Лавкрафта. Этого не достает "Реаниматору" (воскрешение мертвых, все-таки побочный продукт творчества ГФЛ, хоть тоже связан с его мифами). Это есть в "Зов Ктулху", но сам фильм - для узкой аудитории. Вот почему я жду с нетерпением "Хребты безумия" дель Торо. Это должен быть истинный шедевр: большой, современный, стильный, с головой окунутый в мифы мастера.

    •  vxga | 5 декабря 2010 в 01:25:33

      Реаниматор изумительно передает атмосферу ГФЛ, но надо понимать, что оригинальный рассказ был написан с пародийными намерениями. "Зов Ктулху" - мощнейшая работа, но высидят ее не все, это да. Дель Торо, да еще под руководством Кэмерона способен снять любопытную вещь, но - будем посмотреть. Мне нравятся у него коммерческие работы типа "Блейда", но не его авторские работы. "Лабиринт Фавна" ненавижу.

    •  Руслан | 31 марта 2018 в 19:51:32

      Отличный фильм, который умудряется превосходно передавать атмосферу чужеродности мифологии Лавкрафта. Казалось бы сама по себе фабула банальна: сколько было картин, где кто-то пропадал в незнакомом месте, а герой его искал, преодолевая сопротивление скрывающих что-то жителей? Однако здесь удается создать поистине зловещую атмосферу как преследования любых чужаков, так и медленно распадающегося на части рационализма героя.

      Фильм может похвастаться отличным дизайном Глубинных, заметно отличающихся от их стандартных описаний в мифах Ктулху. И лично мне эта неестественность, сочетании разных частей рыб и морских животных понравилась намного больше, чем просто прямоходящие амфибии из "Тени над Инсмутом". Такие Глубинные кажутся страшнее своей уникальной чудовищной внешностью, а упомянутая сцена сдирания лица отлично передает их нечеловеческий характер. Она и впрямь бьет на физический шок, и я отводил глаза, когда её смотрел - но все же признаю, что для встряски зрителя это сильный прием.

      Понравился и сам Дагон: как и положено, показанный быстро, в кульминационный момент, неразличимо и оттого поддерживающий образ непостижимой потусторонней твари. А еще здесь очень умелая игра с морской тематикой: хотя сами кадры залива не такие уж частые, в городе с его то дождем, то сырыми красками, то обитателями вод океан постоянно довлеет над восприятием. Нам показывают море как стихию, полную своих демонов, и очень уместно в финале звучит упоминание цитаты из Лавкрафта о том, что Глубинные бессмертны - это еще больше подчеркивает то, насколько много невозможного скрывается там, у дна, в лишенном солнца мире.

      Очень жаль, что в подобном стиле не продолжали экранизировать прочие сюжеты мифов Ктулху: для меня это действительно лучшая из работ по мотивам Г.Ф.Лавкрафта.

      •  vxga | 1 апреля 2018 в 08:45:18

        Согласен, "Дагон", видимо, так и останется не превзойденным. К сожалению, при огромном количестве экранизаций Лакврафта, качество часто бывает не слишком выским. Фильмы, снятые с более-менее вменяемым бюджетом, чаще всего, мало-что оставляют от оригинала. Разные короткометражки с фестивалей, нередко воспроизводят едва ли не дословно, да еще и стилизуют под старое кино, но результат ни раз на моей памяти не хоть сколько-нибудь интересным и близким по воздействию к произведениям ГФЛ.

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)