]]>
]]>

Alien, 1979 (director cut)

Чужой 1979

Обычные работяги с "Ностромо" не хотели лететь разбираться с непонятным сигналом, полученным их кораблем. Но в их контракте с корпорацией было сказано иначе - и пришлось лететь. Но грозящая им опасность оказалась гораздо страшнее любых предположений.

Режиссер: Ридли Скотт

Автор сценария: Дэн О’Бэннон

В ролях: Сигурни Уивер, Том Скеррит, Иэн Холм, Джон Хёрт, Гарри Дин Стэнтон, Вероника Картрайт, Яфет Котто

Выпуск нового фильма культовой серии - отличный способ пересмотреть старые фильмы, да? Тем более, что они ходят в разных версиях и сравнивать их между собой - тоже довольно интересно. О "театральной" версии я уже писал и большая часть сказанного тогда остается верной и для "режиссерской", тем более, что различаются они не так уж сильно. Этот вариант короче театрального на 47 секунд, но, при этом, за счет измененных сцен возникает разница еще в 321 секунду.

Некоторые сцены стали просто чуть-чуть подробнее: команда немного дольше и внимательнее выслушивает странный сигнал, тщательнее будет рассмотрено и яйцо Чужого с шевелящимся внутри Лицехватом. Едва ли не самое заметное отличие - появилась сцена, где на Рипли полез в драку Ламберт - что, разумеется, несколько меняет наше понимание обоих персонажей.

Тем не менее - благодаря ли другому монтажу или просто изменившемуся настроению во время просмотра - эта версия "зашла" мне несколько иначе. Во-первых, еще отчетливее я осознал, что Ридли снял никакой не фильм ужасов и уж тем более не фантастический боевик - это чистейшая "производственная драма". Основа конфликта - люди против корпорации, которая подставила их под смерть, ради каких-то своих, не до конца понятных интересов. По сути, если бы речь шла не об инопланетном хищнике, а, например, о стихийном бедствии - в сюжете почти ничего не пришлось бы менять. То, что люди столкнулись с Чужим - добавляет разве что "элемент неожиданности": никто, включая зрителя, не знает, чего ожидать от такого противника. Обратите внимания, что сама "заглавная звезда" фильма, зловещий Чужой, на самом деле, не так уж часто появляется на экране - фокус здесь сделан далеко не на монстре и не на драках с ним.

Несколько иначе воспринималась и главная героиня, незабвенная Рипли. Я с удивлением понял, что она больше не кажется мне типичной "крутой женщиной" из боевиков и фантастики. Напротив - она обычная, словно ваша соседка, но просто попала в неприятные, опасные обстоятельства и вынуждена выкручиваться, как умеет.

Как ни парадоксально, но это еще заметнее в финале фильма, когда Рипли выбирается с корабля и сталкивается с Чужим уже не борту челнока. Как мне всегда казалось, Ридли Скотт - скорее визионер, чем автор "крутых боевиков" и "ужастиков", которым его иногда, по недоразумению, считают. И как раз финальные сцены, где правит стихия боевика, смотрятся несколько затянутыми: ну нет там ни любования "крутостью" самой героини, ни типичного для хорошего боевика упоения "красотой драки". По большому счету, на мой вкус, как раз эти сцены можно было бы сократить, а, к примеру, эпизод на корабле Инженеров с этим циклопическим инопланетянином - расширить: "простые работяги" как-то слишком быстро успокоились, наткнувшись на первую инопланетную форму жизни.

В целом - прекрасный фильм, который я с удовольствием пересматриваю до сих пор и еще не раз пересмотрю. В следующий раз, думаю, надо будет комментарии послушать.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 2
    
    • Комментариев: 2

    • Вконтакте

    • Facebook

    •  Аноним | 20 мая 2017 в 20:41:44

      Что мне в этом фильме нравится, так это визионерство режиссера, показавшего яркие, запоминающиеся образы при достаточно простом сюжете. Это и сам "Ностромо" превращенный в настоящий космический завод с удивительной атмосферой ретро-футуризма. Все эти приборные панели с множеством деталей, привычные инструменты с необычной формой и размах космического корабля лично меня всегда восхищали больше, чем даже сам чужой. Видно, что Ридли Скотт хотел сделать корабль таким же главным героем, снабдив каждую каюту уникальным стилем (чего стоят качающиеся цепи на одном из складов, где убили Бретта, создающие атмосферу хоррора) и поэтому для меня самые запоминающиеся моменты были связаны с осторожным хождениям по секциям и коридорам. Здесь, как мне кажется, атмосфера нагнетается лучше всего, как и в корабле Инженеров, построенном с чуждым, угнетающим размахом. Вообще, чувствовалось, что картинку перед глазами режиссер держал постоянно, стараясь все сделать максимально уникальным.

      Понравилось и то, что команда персонажей выглядит весьма жизненно: не слаженные, не всегда поймешь, насколько хорошо знающие друг друга, с массой конфликтов и бытовых проблем. В них угадываются люди, причем суть характера очень хорошо раскрывается намеком. Капитан Даллас, которому остро хочется спокойно вернуться на Землю и поменьше трудных решений принимать, защищает как может Рипли. Вместо бравого капитана мы видим человека не всегда компетентного, но все же понимающего, в чем его долг (прекрасна сцена, где он просит бортовой компьютер вычислить его шанс и узнает, что их нет). Паркер под маской скандалиста, думающего лишь о деньгах, на проверку оказывается смелым и ответственным парнем, Ламберт медленно скатывается в глубины паники (очень жаль, что даже в этой версии не вернули удаленную сцену, где она предлагает принять яд после смерти Далласа). Даже Рипли, пусть и производит местами впечатление зануды, потом раскрывается и начинает демонстрировать эмоциональность и сильный волевой характер вперемешку. Ну и конечно, пугающий вышел андроид Эш: попытка убийства Рипли свернутым журналом как нельзя лучше показывает, что он просто спятил, поднимая явно интересующую режиссера тему личности робота.

      Что же касается самого монстра, то тут забавный момент: даже в детстве меня не пугал чужой сам по себе. Он смотрится красиво в своем хищном эстетизме, настоящим биороботом, но вся его неуязвимость осталась в новеллизации Фостера, сценарии, да удаленных сценах. Если их не смотреть, то неясно, что регенерация у Чужого была столь велика, что даже оторванная дверным люком рука выросла за кратчайший срок. В фильме этого не ощущается и понять, чем же он так неуязвим и совершенен, толком не удается.

      И очень зря из первоначальной версии удалили сцену с превращением людей в коконы. Это не противоречит идее матки из второго фильма, у столь сложного организма может быть масса способов размножения, но сама по себе жуть момента, когда Рипли находит Далласа и полутрансформировавшего Бретта выглядит едва ли не страшнее стычек с монстром.

      Забавно, но именно в конце режиссер начинает копировать стиль ужастиков той поры. Тут и полуголая Рипли в почти прозрачной майке и с полуспущенными трусиками, и сам чужой, вдруг в челноке забывший, что он вообще-то скрытый и стремительный хищник, и начавший изображать неторопливого Джейсона Вурхиза. Сейчас это смотрится забавно, да и тогда, наверное, выглядело больше данью жанру: Рипли, подчеркнуто ассексуальная весь фильм, не могла под конец хоть раз не показать свою женственность.

      В целом могу сказать: в паре с Кэмероновским продолжением этот фильм для меня является единственными каноничными частями, которые не надоедает пересматривать.

      •  vxga | 21 мая 2017 в 10:03:02

        Спасибо за шикарный комментарий - и да, чем дальше пересматриваю, тем больше мне нравится именно дизайнерская сторона: корабль, переходы и тому подобные вещи. Впрочем, это характерно для творчества Ридли вообще: в "Бегущем по лезвию", например, это ощущение у меня еще сильнее - дизайн и атмосфера превосходны, а все остальное (персонажи, конфликт, идеи) - только приложение.

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Комментарий будет опубликован после проверки

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)