]]>
]]>

The Wolf Man, 1941

Человек-волк (The Wolf Man, 1941)

Ларри Талбот возвращается в семейный замок после долгого отсутствия.  Вступившись за девушку, на которую напал волк, он оказался укушен этим зверем. Как вскоре выяснилось, это был не обычный волк, а оборотень - и теперь сам Ларри в полнолуние становится диким, жаждущим крови зверем.

Режиссер: Джордж Ваггнер

В ролях:  Лон Чейни мл., Клод Рейнс, Уоррен Уильям, Ральф Беллами, Патрик Ноулз, Бела Лугоши, Мария Успенская, Эвелин Анкерс, Дж. М. Кэрриган, Фэй Хельм

Через десять лет после выхода на экраны "Дракулы", первого звукового фильма ужасов, "Юниверсал" запускает еще одну хоррор-серию, в последствии ставшую легендарном - классический фильм об оборотне, "Человек-волк".  На самом деле, за несколько лет до того вышел "Лондонский оборотень" - картина ничуть не менее достойная, но отличающаяся по интонации и мифологии. Главное различие, которое, как мне кажется, и принесло большую популярность истории Ларри Талбота - сам главный герой. 

Лон Чейни-младший сыграл более пассивного, страдающего героя - его Ларри мягок, он попал под действие проклятия и теперь не знает, что делать. Не смотря на внушительные габариты актера, его персонаж держится так, что вызывает сострадание  и жалость. Тогда как образ, созданный Генри Халлом в предыдущем фильме был активнее, этот человек пытался сражаться с ликантропией один на один. Показательны в этом плане отношения героев с невестами: Ларри уговаривает девушку бросить его, чтобы не подвергаться опасности, а герой "Лондонского оборотня" грубит жене, отталкивает ее и едва ли не заставляет больше времени проводить с другим мужчиной. Разумеется, такая тактика эффективнее, но подход Талбота заведомо вызовет большие симпатии зрителя.

Сама мифология оборотня в этих двух фильмах временами схожа, но иногда и различается. Оборотнем становятся после укуса другого оборотня, а превращение происходит под полной луной - это общее. А вот мотив "охоты на наиболее любимого человека" пропал - сменившему обличье Ларри Талботу все равно на кого нападать. Зато, если мне не изменяет память, то мотив "убить оборотня может только серебро" - да, именно отсюда. Причем сценарист этого фильма Курт Сьодмак утверждал, что все эти мотивы были не заимствованы из мифологии, а придуманы для фильма.  Вот только у вышедшего ранее "Лондонского оборотня" сценаристы были другими, так что заимствование все-таки не исключено, пусть и из другого источника. Зато именно его перу принадлежат "народные" стихи, которые цитируют персонажи. 

Кстати, в мифологии фильма были два "белых пятна": во-первых, оборотень, напавший на Ларри, был полностью в обличье животного - собственно, его  роль "сыграла" немецкая овчарка самого Лона Чейни-младшего. Но Талбот даже превращаясь, теряет человеческий облик далеко не полностью - почему? В фильме ответа не дается. И еще: цыганка дает Ларри талисман якобы способный уберечь от проклятия - но тот дарит его девушке. Почему тогда на ее ладони он видит "знак оборотня", символ следующей жертвы? И опять-таки,  вполне правдоподобное объяснение лежит на поверхности, но авторы не дают никакого. 

В этом фильме есть парочка моментов, образующих связь между творчеством двух Чейни - отца и сына. Во-первых, собор, в котором собираются местные жители и на пороге которого останавливается Ларри Талбот - та же самая декорация, что и в фильме "Горбун из Нотр Дама" (1923). А позднее, в сцене смерти Ларри, одного из селян играет Гибсон Гоуланд, другой персонаж которого стал свидетелем смерти Призрака из "Призрака оперы" (1925). В обоих фильмах главные роли играл старший Лон Чейни.

Впрочем, Чейни-сын был не единственной звездой в фильме. Талбота-отца сыграл Клод Рейнс, к тому времени уже известный по  "Человеку-невидимке" (1933).   Ну и, наконец, не нуждающийся в представлении Бела Лугоши появился здесь в роли цыгана -оборотня по имени Бела.   Эвелин Анкерс  ("Сын Дракулы" ) так же немало снималась в фильмах ужасов тех времен, да и вообще может  похвастаться  достойными лентами в своем багаже. Ральф Беллами (Монтфорд, предводитель охоты на чудовище)  через год сыграет подобную роль в "Духе Франкенштейна".

В общем, среди хоррора той эпохи "Человек-волк" является одним из моих фаворитов - в разы превосходящий современный римейк.  За все эти годы в нем ничуть не устарело главное: неплохая история и драматичная игра актеров, которые действительно заставляют сопереживать своим героям.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 2