Человек-невидимка (СССР)
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: Александр Захаров, Андрей Харитонов, Леонид Куравлёв, Наталья Данилова, Ромуалдас Раманаускас, Человек-невидимка
The Invisible Man (USSR, 1984)
Молодой и наивный ученый Гриффин открыл секрет невидимости, но мир еще не готов принять его открытие: талантливого физика ждет агрессивность, тупость, жадность - и предательство.
Режиссер: Александр Захаров
В ролях: Андрей Харитонов, Ромуалдас Раманаускас, Леонид Куравлёв, Наталья Данилова
И почетный титул худшей экранизации Уэллса, похоже, уходит к изделию отечественной промышленности: гениальный роман "Человек-невидимка" был зверски изнасилован в угоду дежурному обличению загнивающего капиталистического мира - из этой ленты можно, к примеру, узнать, что на провинциальных ярмарках Англии в XIX веке лихо отплясывали канкан, а ученый средней руки держал горничную-негритянку. Более того: ко этому сюжету белыми нитками пришили историю непонятого гения. Правда, в результате мотивация героев пошла ко всем чертям - но кого это волнует?
Простой пример: в книге, если помните, невидимка Гриффин собирался устроить террор, убивать первых встречных - и поделился этими планами с Кемпом, своим знакомцем по универу. Кемп впал в ужас и тайком вызвал полицию: тогда Гриффин озверел окончательно и пообщал убить предателя первым. Вот после этого Кемп и выродил план преследования: опасаясь за свою жизнь, он предложил не давать невидимке ни спать, ни есть - и усыпать дороги битым стеклом.
В фильме роли поменялись: Кемп ни с того, ни с сего предлагает устроить террор, Гриффин с негодованием отвергает план и бежит из его дома. Тут-то его бывший приятель и предлагает битое стекло и прочие радикальные меры - притом, что Гриффин вовсе не угрожал ему.
Словом, ошметки оригинального материала сопротивляются как могут, но режиссеришка продолжает курочить классику в угоду совему куцему замыслу.
Более того - словно такого издевательства не хватило, Александр Захаров еще и предложил свое стилистическое видение: драки у него превращаются в буффонадные потасовки под развеселую музыку, внося элементы цирка и абсурда в и без того шаткую конструкцию фильма. В довершение всего, режиссер, видимо, был уверен, что творит Искусство, а потому практически все актеры говорят с вымороченными театральными интонациями, а на экране периодически появляются эпизоды, которые явно не несут логической нагрузки, но зато со страшной силой символизируют.
Единственное, что хоть немного скрашивает этот чудовищный фильм это неплохая игра Леонида Куравлева - иногда его персонаж почти выглядит живым человеком в этом цирке ярмарочных уродцев. Ну и приятно было посмотреть на Катина-Ярцева в типичной для него роли чудаковатого добряка. Все остальное в фильме - очень, очень плохо.
Если сравнивать даже с таким эталоном неудачного кино как "Невидимка 2" (творение безвестного режиссера, выпущенный прямиком на видео сиквел к "Невидимке", поставленному Полом Верховеном), то и здесь наша картина проигрывает. Западный режиссер просто делал дешевый видеофильм, собранный из готовых блоков и ни на что особо не претендующий. Отечественный "творец" насквозь пропитал свой фильм "творческими видением" и превратил его в законченную, несъедобную чепуху.