Человек-леопард

]]>
]]>

The Leopard Man, 1943

The Leopard Man, 1943

Агент пытается привлечь внимание к своей подопечной, устроив ей публичных выход с леопардом. Но хищник сбегает и начинает наводить страх на всю округу, нападая на женщин и убивая их. Или, все же, за убийствами стоит не хищник, а маньяк?

Режиссер: Жак Турнёр

Продюсер: Вэл Льютон

В ролях: Деннис О’Кифи, Джин Брукс, Изабель Джуэлл, Джеймс Белл

Судя по всему, фильм был запущен прямо по следам успеха "Людей-кошек" и, возможно, Льютону с Турнёром студийное начальство позволило, наконец, снимать так, как им хотелось. Полагаю, именно поэтому, СПОЙЛЕР, дело оказалось отнюдь не в леопарде, а название так и прямо вводит в заблуждение: никаких оборотней в фильме нет и в помине.

В целом, фильм мне понравился даже больше, чем значительно более популярный предшественник: это мрачный, увлекательный нуар, мастерски снятый, с морем интересных визуальных идей. К примеру, сценка на исходе 15 минуты фильма: мелочь, но очень забавная. Мы видим женщину, которая характерным покрывалом и наклоном головы недвусмысленно напоминает мадонну. Буквально в следующую секунду она, небрежным, привычным движением достает сигарету - и кадр, почти не изменившийся, воспринимается уже совершенно иначе.

Есть в фильме и своеобразный философский подтекст: человек сравнивается с шариком, который скачет в фонтане воды - им управляют внешние, подвластные ему самому силы. Что интересно, тем самым и убийца отчасти оправдывается: он даже сам не помнит момента убийства, на него снисходит умопомрачение. И преступление становится, скорее, деянием рока, чем проявлением осознанной воли убийцы. Лично мне ни такая философия вообще, ни подобное оправдание преступления не близки, но в рамках фильма это работает любопытно.

Актриса в главной роли здесь тоже производит на меня большее впечатление, чем звезда - хотя, пожалуй, это субъективное ощущение. Даже леопард, кажется, "сыграл" выразительнее - хотя мохнатая звезда была той же самой, что и в предыдущем фильме. Некоторые сцены запоминаются и, кажется, произвели впечатление не только на меня, но и на последующих авторов триллеров и хорроров: к примеру, отлично сделанная сцена на кладбище. Вообще, я не склонен делать скидку на возраст (никто же не говорит: "ну, Да Винчи писал столетия назад, что с него взять?"), но интересно, что в этом, например, фильме отлично срабатывает сцена с кровью из-под двери - хотя в современном кино такая же могла бы выглядеть пошловато. Эту особенность своего восприятия я не могу объяснить даже для себя, возможно, все дело в изменившимся "типе рассказа" в подобных фильмах. Ведь некоторые приемы, которые до сих пор работают в народной сказке выглядели бы глуповато в психологической драме, не так ли? А фильмы ужасов тех лет - это ощутимо иная формация жанра, нежели современные - или даже классические хорроры "Юниверсал", к примеру.

В целом, второй раз подряд подтвердилось, что парочка Льютон - Турнёр, судя по всему, снимала отличные хорроры именно тогда, когда даже не пыталась этого делать - воздействию фильма не мешает даже то, что преступника вычислить не сложно с самой первой попытки.

Ну и напоследок: не могу не отметить, что сам по себе латиноамериканский колорит фильма, насколько я могу судить, для тех времен был в новинку. Интересно, по мнению самих мексиканских творцов фильмов ужасов (а чуть позже их начали снимать немало и, первоначально, ориентировать именно на классические американские образцы) - повлиял ли на них "Человек-леопард"? Благо, как раз у Турнёра эта культуры показана достаточно уважительно и без особого стремления к крикливой красочности, которой, случается, грешат и в наши дни. Те же кастаньеты из экзотической детали превратились в важный лейтмотив фильма и режиссер их мастерски использовал.

В итоге: на мой взгляд, это отличный и здорово недооцененный фильм, который я смотрел не отрываясь.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us