]]>
]]>

Jaws 2 (1978)

Jaws 2 (1978)

Похоже, что акула-убийца вернулась - но шерифу снова никто не верит, даже увольняют его за вызванную панику. Тем временем, группа подростков, включая детей самого шерифа, отправляется в заплыв.

Режиссер: Жанно Шварц

В ролях: Рой Шайдер, Лоррэйн Гари, Мюррэй Хэмилтон, Джозеф Масколо

На самом деле, если смотреть внимательно, то обсуждать этот фильм едва ли не интереснее, чем исходные "Челюсти". Это, разумеется, не значит, что Жанно Шварц сработал лучше Спилберга - но так уж вышло, что именно его работа, похоже, выкристаллизовала этот поджанр зоохоррора. При этом большая часть претензий, которая к фильму предъявляется, не самом деле - не по адресу.

Во-первых, фильм часто упрекают в том, что он полностью копирует оригинал, но это не так. Первый фильм был, как и пытался показать в своем обзоре, "производственной драмой" с вкраплениями триллера. Если вы думаете, что это не так - попробуйте засечь время при пересмотре. Сколько времени занимают разборки с мэром - и сколько паника на пляже? Сколько времени герои преследуют акулу, выясняя отношения - и сколько действительно с ней сражаются. В памяти фильм остается не совсем таким, какой он есть - и это тоже признак мастерства режиссера: сравнительно немногочисленные "ударные" сцены затмили собой основное содержание.

Сиквел получился чисто приключенческим кино, в котором даже потенциально триллерные эпизоды работают иначе: сравните панику на пляже. На этот раз это не напряженная, хоррорная сцена, а именно факт "приключений" героя: он напрасно вызвал панику - его вышвырнули с работы.

Более того: в начале фильм отрабатывает "обязательную программу". Появляется акула, но верит в нее только шериф, мэрия печется исключительно о заработке - люди оказываются в опасности. Акула в конце концов нападает. НО... В первом фильме - люди, крутые мужики, отправлялись в море, чтобы дать чудовищу отпор, защитив остальных - оставшихся на берегу. Во втором фильме пустоголовые подростки, НЕ зная об опасности, отправляются в море и шериф вынужден идти спасать молодежь - противостояние акуле здесь вообще чисто вынужденное. Сумей он увести их, не связываясь с морским хищником - он бы так и сделал, в фильме это четко видно. Вы действительно считаете, что это - одинаковые сюжетные ходы?

Это, как я и сказал, не означает, что фильм - шедевр, у него есть недостатки, просто они не те, за которые упрекают. Точно так же и претензии к режиссеру могут быть неверны: мы не знаем, какую, собственно, установку ему и сценаристу давали продюсеры. Предположить я могу: в те годы, фильм Спилберга считали очень страшным, дети уходили с сеансов. С точки зрения бизнеса - вполне оправдано сделать продолжение менее пугающим и более увлекательным. Отсюда же и смена возраста главных героев: продюсеры могли решить, что подросткам будет интереснее смотреть на сверстников, а не разбираться во взрослых проблемах. Это довольно распространенный подход. Тем более, что строить весь фильм на проблемах того же самого шерифа - как раз и было бы полнейшим повторением пройденного.

Другой разговор, что в фильме нет действительно цепляющих героев-подростков: ни один из них просто не запоминается. Более того, если расчет делался на молодую аудиторию, то акценты поставлены не совсем удачно. Младший брат, который увязался за старшим и теперь обоих надо спасать - этот ход, скорее, найдет отклик в сердцах отцов, а не детей.

Что касается непосредственно режиссуры: сцены нападения акулы решены принципиально иначе. Как раз Спилберг избегал часто показывать свою зверюгу: у него кадры чистого моря могли вызывать больший страх, чем акула в кадре. У Шварца Большая Белая появляется с монотонной регулярностью - и не пугает: но зато для приключенческого кино это вполне характерно - "приключения" должны следовать друг а другом как можно чаще. Правда, даже в этом случае режиссер просто не смог показать их достаточно разнообразно - почему фильм и показался некоторым зрителям немного затянутым.

Все это, вместе взятое, и приводит нас к тому, о чем я говорил выше: именно сиквел окончательно сформировал, так сказать, "акулий хоррор". Фильмы этого поджанра чаще всего НЕ пугают, технически они - приключенческое кино, если, конечно, авторы не делают упора на "мясо", но таких примеров я пока не знаю. Главные герои здесь - просто статисты, стандартные персонажи, примерно как в слэшерах: их задача - попасться на зуб хищнику и умереть, сами по себе они нам не особенно интересны. Впрочем, это мое общее впечатление - по мере продвижения по истории поджанра, оно еще может измениться. Но само продвижение будет, не сомневайтесь.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 1