Бэтмен: Год первый (комикс)
Рубрики: Обзоры » Комиксы и мангаМетки: DC, Бэтмен, Дэвид Маззучелли, Фрэнк Миллер, хронология DC
Batman: Year One by Frank Miller
В Готэм, после 12 лет жизни за границей, возвращается Брюс Уэйн. Он одержим желанием разобраться с убийством своих родителей, но пока еще не знает, как к этой задаче подступиться. В это же время в Готэм переводят Джима Гордона, неподкупного лейтенанта полиции, который быстро настроит против себя всех коллег.
Автор сценария: Фрэнк Миллер
Художник: Дэвид Маззучелли
Я люто ненавижу само понятие "графический роман", но в данном случае, не могу не признать, оно с языка так и просится. Правда, не совсем по тем причинам, по которым обычно употребляют этот термин.
Как правило, этот термин в ходу у наиболее пафосных критиков: как способ показать, что "комиксы" - для быдла, а мы тут читаем серьезные "графические романы". На самом деле, водораздел здесь вымышленный: многие хваленые критикой шедевры ничуть не умнее старорежимных комиксов этак Серебряного века. Но это тема для отдельной беседы. В данном случае, этот термин подходит, чтобы обозначить своеобразную ритмику произведений Фрэнка Миллера : в его знаменитом "Городе грехов" она очень похожа. "Год первый" упорно сопротивляется попыткам дробить себя на отдельные выпуски - это единое повествование, ритмика и атмосфера которого раскрываются только если читать его целиком. В данном случае, издание его отдельной книгой - и есть идеальный вариант существования этого комикса.
По началу, даже человек, знакомый со стилистикой Миллера, оказывается несколько сбит с толку. Сюжетные линии перебивают друг друга, экшн-сцены, даром, что сценаристу комикс рисовать не доверили, сделаны в типичной для него манере: иногда детали происходящего разобрать очень сложно. И все это, как и положено нео-нуару, сопровождается "закадровым голосом", размышлениями Уэйна и Гордона.
Сама по себе история повествует о том, как Гордон стал капитаном, а Уэйн превратился в Бэтмена и познакомился с женщиной-кошкой. Заканчивается все началом сотрудничества Гордона и Бэтмена (всю арку полиция охотилась на нашего мстителя в маске) и первым сообщением о появлении Джокера.
В целом - мне понравилось, хотя втягивался я в историю очень медленно. Этакий реалистический взгляд на героев, они - обычные люди, со своими слабостями: тот же Гордон, пока его жена ходит беременная, едва не заводит роман с девушкой-коллегой. Но, в отличие от тех же "Хранителей", здесь слабости показаны только чтобы очеловечить персонажа, а не для того, чтобы унизить его. В комиксе Мура все-таки ощутимо гаденькое желание выставить всех, кто хоть что-то и хоть как-то менять пытается - маньяками и сумасшедшими. Миллер добивается прямо противоположного: он превращает идеализированных персонажей комикса в правдоподобные характеры. На мой взгляд, получается... Обратите внимание, кстати, что в его собственном "Городе грехов" подход к психологии героев совершенно иной: там их характеры и страсти нарочито гиперболизированы.
По сути, недостаток у комикса я бы обозначил только один, да и тот скорее "фича", чем "баг": его название несколько вводит в заблуждение. Вся эта история крутится скорее вокруг Гордона, чем Бэтмена: Уэйну и его альтер-эго уделено значительно меньше внимания.
Ну и напоследок: чисто технические примечания. Последний раз я писал о Бэтмене, обозревая The New 52 - Batman 000 и тогда же говорил, что перезапуск всей вселенной DC будет рецензироваться и дальше. Этой мысли я не забросил, просто несколько отложил: попытка вцепиться в дальнейшие номера ребута, привела к выводу, что мне ощутимо не хватает знаний по классическим комиксам DC. А тут еще и вышел "Готэм"... Словом, я решил сначала пробежаться по хронологии основных выпусков о Бэтмене, ориентируясь сразу на несколько "хронологий" из уважаемых источников. Есть мысли пройтись еще и по хронологии DC как таковых, но тут я не уверен. Так что The New 52 будет, но несколько позже.