]]>
]]>

Insidious, 2011

Астрал, Барбра Херши, Лин Шэй, Джеймс Ван

Супружеская пара с детьми переехала в новы дом, но тут же начались неприятности: сначала мрачные видения, а потом и вовсе один из детей впал в кому, причины которой врачи объяснить не в силах. Оказалось, что здесь замешаны потусторонние силы.

Режиссер: Джеймс Ван

В ролях: Патрик Уилсон, Роуз Бирн, Ти Кигэн Симпкинс, Эндрю Эстор, Лин Шэй, Ли Уоннелл, Энгус Сэмпсон, Барбара Херши, Корбетт Так, Хезер Токуини

То, что Джеймс Ван - человек талантливый, все поняли еще по "Пиле", заслуженно ставшей культовым фильмом. В своем новом фильме он демонстрирует новые грани умения манипулировать зрителем.

По сути весь этот фильм ужасов держится на чисто физиологических реакциях зрителя: если на тебя что-то резко выпрыгнет и при этом громко вякнет, то ты подпрыгнешь просто рефлекторно. Другой вопрос, что подбирать момент для подобного "бу" тоже надо умеючи: современный зритель слишком хорошо научился вычислять, когда его намерены испугать. Поэтому режиссер намеренно создает предчувствие опасности, зритель собирается в ожидании и... Ничего не происходит. И только ты расслабишься - бац, тут-то на тебя и выпрыгнет очередное чудище. Мат, визг, рассыпанный поп-корн. Но, на мой взгляд, этого все-таки мало для по-настоящему хорошего ужастика. В том же "Восставшем из ада" подобных моментов вовсе не было, но пойди скажи, что он не страшный, ага...

Астрал, Барбра Херши, Лин Шэй, Джеймс Ван

В принципе, все сработано в точности по канонам жанра: многое взято из "Ужаса Амитивилля", немного - из "Полтергейста", "дизайн" некоторых привидений изрядно напоминает японские ужастики, да и на недавнее "Паранормальное явление" временами смахивает (только, слава богу, оператор трезвый). Режиссер явно внимательно изучил опыт предшественников и применяет лучшее из их находок. Но, как мне показалось, скорее с профессионализмом, чем с душой.

С другой стороны, здесь отлично выписаны главные герои - в их характеры веришь, их проблемам сочувствуешь, этого не отнять. К тому же режиссер призвал на помощь "тяжелую артиллерию" в виде Барбары Херши и Лин Шэй, над обаянием которых не властно никакое время. Эти две героини во многом скрашивали мне просмотр. Есть умело расставленные по фильму комические вставки...

И все-таки общее впечатление у меня осталось довольно неприятное: это не совсем то, чего я жду от фильмов ужасов. Хотя, повторюсь сделан он мастерски, так что, в конечном счете решать вам.

Вопросы и ответы от создателей и звезд фильма:

Ну и, конечно, отрывок из фильма:

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 3
    
    • Комментариев: 3

    • Вконтакте

    • Facebook

    •  Руслан | 4 октября 2016 в 18:40:13

      Вообще, я это фильм воспринимаю как репетицию над дилогией "Заклятье", где, как мне показалось, Джеймс Ван поднялся на вершину своего таланта. Примечательно, что из всех частей "Астрала" только первый может похвастаться достойной историей, не скатывающийся под конец в наивный хэппи-энд.

      Прежде всего, хорошо передана атмосфера случившейся трагедии с ребенком. Отчаявшаяся мать, хватающаяся за любую соломинку, пытающийся рассуждать рационально, но переживающий отец - эти типажи вполне узнаваемы и выписаны неплохо. Даже без всей мистики сочувствие людям, чей сын в коме, вполне легко вызывается даже у равнодушного зрителя.

      Второе, что мне понравилось: режиссер не пытается пугать лишь для того, чтобы напугать. Он рассказывает историю, не столько хоррор в чистом виде, сколько мистический триллер. Если по сюжету требуется изобразить что-то зловещее, то оно происходит, но пустых демонстраций жути я не припомню.

      Третьим плюсом я бы назвал вполне годный литературный сюжет, который подчинен одной линии. Более того, режиссер не проговаривает суть, но, если вдуматься, все происходящее прекрасно демонстрирует, что охота изначально велась за Джошем, используя его сына. Наличие не только призрака "старухи", но и демона это очень хорошо объясняет. Как и то, что мальчика по-сути, выпустили, когда он стал им не нужен. И то, что это не вываливается на нас, а оставляется на домысливание, существенно повышает уважение к работе сценариста.

      Наконец, здесь очень сильна "старая гвардия" в лице матери главного героя и ясновидящей Элис, которые с момента появления в фильме полностью перетягивают на себя внимание. И прекрасен финал, резкий в своем мрачном пессимизме: столкновения с потусторонним никогда не обходятся без платы в виде человеческих жизней.

      Наверное, не будь после этого двух частей "Заклятья", я бы назвал фильм выдающимся. Но на их фоне репетиция, тренировка навыков все же видна. Причем приятно, что Джеймс Ван сам понял ошибки, устраняя их в последующих работах.

      Что же мне не понравилось?

      Прежде всего, по-настоящему семья у него не раскрыта. От родителей веет холеных лоском персонажей Голливуда, остальные дети очень быстро выпадают на задний план. Но главное, мешающее ассоциировать зрителю себя с героями - наличие дара.

      Да, идея, что ясновидящие и медиумы сами служат воротами в мир духов, в параспихологии не нова. И Кинг в "Сиянии" прекрасно использовал подобную формулу, показывая, как через малыша Денни зло завладевало его отцом. Но когда здесь отчетливо проговаривается, что Джош и его сын особенные, и потому к ним это все прицепилось, это снижает градус сочувствия. Недаром в "Заклятье" обе семьи прописаны максимально тепло, человечно, с нормальными проблемами и живыми детьми. Всегда страшнее знать, что зло может произойти с любым заурядным человеком без видимых причин, без подавленных воспоминаний из детства и латентных сверхъестественных способностей.

      Во-вторых, экстрасенсы показаны в духе фильмов восьмидесятых. То есть у нас есть одна просветленная Элис, по лицу которой читается "я знаю высшие тайны" и два откровенных фрика, занимающихся клоунадой. Опять же, "Заклятье" эти грабли обошло, сделав чету Уорренов настолько реалистичными, насколько можно, со вполне понятными сомнениями, проблемами и жизнью за пределами исследований. Здесь же талант Лин Шей во многом искупает картонность персонажа, но все же не стоило так уж скатываться в штампы.

      В остальном у меня нет претензий: это интересный, ровный фильм, в меру напряженный, с увлекательным сюжетом. Не "отлично", но "хорошо с плюсом".

      P.S. Жду рецензий на обе части "Заклятья", чтобы расписать на их примере грамотные использования приемов вовлечения зрителя в переживания киногероев и постановку сцен с уважением к фанатам жанра.wink

      •  vxga | 6 октября 2016 в 14:18:39

        У меня сейчас много всего запланировано на просмотр и обозревание, "Заклятия" пока в планы не вписывается. Но такой просьбе отказать не могу - как только освободится "окно", посмотрю.

    •  Руслан | 7 октября 2016 в 13:51:59

      Тогда я кину пока свой отзыв на первое "Заклятье", а после его можно будет перенести или скопировать в нужную тему.

      Заклятье

      Снимая «Заклятье», перед режиссером наверняка стояла очевидная проблема со сценарием. При любви Голливуда к фильмам, основанным на реальных историях, большая часть расследований Уорренов отчетливо отдает постановочным душком. Недаром эту чету множество паранормальных исследовательских групп США считают не более чем мистификаторами, не отрицая их роль в популяризации предмета. Однако, приглашая на съемки в качестве консультанта Лоррейн Уоррен, и понимая, что вполне может нарваться на иски со стороны семьи, получившей свои «пять минут славы» (включая автобиографическую книгу), Джеймс Ван выбрал самый оптимальный вариант. Он не пытался сделать реконструкцию исследования, вышедшую бы донельзя нудной (реальная история, даже в изложении очевидцев, была весьма серой, как и большая часть подобных инцидентов). Вместо этого мы получили отличную страшную сказку, оказавшуюся, на мой взгляд, вершиной режиссерской карьеры создателя «Астрала». И одновременно добрую притчу о любви к семье, спрятанную под фоном напряженного мистического триллера.

      Более того, здесь видно, что Ван учел все прежние ошибки. Во-первых, он сделал семью настолько живой, насколько возможно для современного не сериального формата. Здесь нет детей с заторможенными лицами, популярными после «Шестого чувства»: каждый ребенок ведет себя в кадре естественно, создавая нужный фон. Нет лощеных голливудских кинозвезд в роли родителей: простые, лишенные двойного дна люди, обремененные обычными проблемами. Нет и пафосных ситуаций с начальной отчужденностью и примирением в финале: четко подчеркивается поступками, а не словами, что это целая семья от начала до конца. Со своими проблемами, которые не мешают полному контакту между её членами. И не уходящая на задний план, когда в процесс активно вписываются Уоррены.

      Джеймс Ван сделал практически гимн семейной жизни, и это обосновано сюжетно. Потому что режиссер очень аккуратно выводит зрителя намеком на старый принцип «Бог есть любовь»: экзорцизм Эда и силы Лоррейн лишь помогают одержимой матери самой отторгнуть вселившуюся сущность, потому что ей есть ради чего бороться. Очень важно, что и зрители это чувствуют, не воспринимая борьбу как дешевый трюк. Симпатия от начала и до конца фильма на стороне семьи.

      Во-вторых, никаких фриков-исследователей. Жизни Уоррнов, их близким, отношениям уделено не меньше времени, чем пострадавшей семье. Вот их страхи и переживания, вот их быт за пределами исследований. Боле того, отчетливо показан прагматизм и здравый смысл: это люди, которые сочетают в себе широту взгляда, но твердо стоят на ногах рассудительности. Причем забавно видеть, как их якобы профессионализм отступает в моменты буйства сверхъестественных сил: растерянный необходимостью проводить обряд изгнания Эд со страхом в глазах или бегущая из подвала Лоррейн хорошо показывают нормальную реакцию. Они держат в доме музей трофеев, пока уверены, что он им не навредит, вопреки всем своим заявлениям перед журналистами. Отчетливо виден испуг за дочь, когда оба понимают, что увлеклись и их преимущество в познаниях сверхъестественного не бесспорное.

      Есть и еще один момент, который режиссер правильно использовал: Уоррены показаны верующими, но не фанатиками. У них присутствует легкий фатализм («Бог не просто так свел нас вместе» говорит в ответ на попытки защитить её Лоррейн), но и готовность придерживаться сути религии, а не формы. Некрещенность и атеизм пострадавшей семьи не проблема для Эда и не повод для нотаций: он лишь иронично замечает, что после случившегося этот взгляд может перемениться. И в беседе со священником-формалистом, позиция Уорренов проста: этим людям нужна помощь, и точка. По-моему, это пример очень грамотного разговора со зрителем о том, что вера прекрасно сочетается с обычной жизненной позицией, не превращая обладателя в фанатика, развешивающего по стенам кресты.

      В-третьих, второстепенные персонажи введены для сюжета, и так же качественно прописаны. Опять же, никаких эпизодический ролей. Что ассистент, что полицейский участвуют под конец наравне с прочими и выглядят живыми людьми.

      - В-четвертых, операторская работа на высоте. Это единственный случай, когда я с первого просмотра запомнил всю планировку дома. Полный пролет по его комнатам, постоянно показываемые переходы между участками не похожи на обычно фрагментированую манеру съемок других режиссеров. Если здесь есть комнаты и коридор, то нам не показывают, что они существуют будто в вакууме: напротив, легко запомнить, где чья комната и кто что делает в момент этой ситуации в доме. А то, что используются все локации от старого дерева и пристани до большей части помещений делает дом таким же главным персонажем, как и остальных.

      Более того, сценарий все время говорит со зрителем, поддерживая интерес. Например, расследование: формально мы уже знаем, что в доме есть приведения, но оно сюжетно обосновано и объясняет каждую деталь. Зачем нужна документированная фотосъемка? Почему развешивают кресты? Как можно использовать ультрафиолет – подобные мелочи заполняют все возможные лакуны, создавая именно картину работы. И то, что Уоррены в ней прекрасно дополняют друг друга, действительно позволяет поверить в таких вот киношных героев, способных защитить от необъяснимых сил.

      Теперь о главном: пугает ли фильм? Здесь режиссер пошел по старой проверенной тропе: при максимуме отсылок к классике жанра, он не пытается специально испугать. «Амитивиль» и «Полтергейст» дали нам дом и семью, «Изгоняющий дьявола» - обряд в финале, японские призраки подарили встречи со сверхъестественным. Даже «Зловещие Мертвецы» поделились сценой в подвале и душащей саму себя Лоррейн.

      Джейм Ван рассказывает историю: сказку, сюжет которой подчинен определенным принципом. Да, те, кто решит посмотреть фильм лишь ради страха, могут быть разочарованы, хотя в финале концентрация разнообразной жути идет почти нон-стоп. Но желающие услышать именно историю в духе того же «Полтергейста» или «Изгоняющего дьявола» наверняка получат удовольствие. Я же от кино был в восторге, потому что получил именно фильм, который воспринимается цельной историей на фоне множества подобных ужастиков.

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)