Артур Конан Дойл - Этюд в багровых тонах

29 ноября 2019 г.Просмотров: 1201RSS
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: ,
]]>
]]>

Arthur Conan Doyle - A Study in Scarlet, 1887

Артур Конан Дойл - Этюд в багровых тонах

Отставной военный врач находи себе нового знакомца, с которым они снимают квартиру. Как оказывается, этот человек - уникальный в своем роде частный сыщик, помогающий полиции в наиболее запутанных делах. И бывший доктор становится свидетелем одного из них...

Первая повесть (или роман, тут мнения расходятся) о Шерлоке Холмсе, представившая нам образ самого знаменитого сыщика в истории литературы. Само собой, впервые я прочел ее еще подростком и, понятно, что впечатления сейчас были несколько иными. Самое смешное, что наиболее точную и краткую рецензию на эту книгу дал... сам Шерлок Холмс, когда в "Знаке четырех" высказался про пятый постулат Эвклида и пикантную любовную историю. Перечитав эту книгу сейчас, я, пожалуй, склонен с ним согласиться.

По сути, у нее три "опорных точки": знакомство и попытки доктора разгадать тайну, рассказ о дедуктивном методе Холмса и столкновение с преступлением. Сам автор, насильственным, на мой взгляд, образом, пытался ввести четвертую - предысторию преступления, рассказ о мормонах. На мой взгляд, это сделано напрасно и изрядно ломает атмосферу.

Во-первых, с точки зрения детектива, нам важна завязка расследования (что увидел сыщик на месте преступления), ход расследования (анализ улик, возникшие гипотезы) и развязка (объяснение, что же случилось на самом деле). Второй части нас, по сути, лишили - мы видим, что делает Холмс (размещение объявления и т.п.), но не вполне понимаем, какова его версия, что он думает о преступлении. Более того, в момент кульминации, поимки преступника, мы тоже не получаем долгожданного объяснения, а на несколько глав переносимся в совершенно другую страну и атмосферу. Оказавшись, по сути, в атмосфере приключенческого романа, чтобы не сказать вестерна, мы долго и мучительно пережевываем страницы, чтобы добраться до информации, которую можно изложить в одном предложении. "Преступник любил девушку, ее насильно выдали замуж за мормона, через месяц она умерла, жених много лет пытался отомстить и, наконец, это сделал". По сути, сам Хоуп изложит нечто подобное, причем значительно эмоциональнее, чем в этих вставных главах - что и делает их излишними для истории.

Более того: как я уже сказал ранее, они ломают атмосферу. По сути, уже в первом своем детективе, автор показывает неожиданный вкус... к хоррору. Формально, к этому жанру не относится практически ни одно из произведений Конан Дойля о Холмсе, но атмосфера их, зачастую, такова, что количество хоррор-вариаций на тему, кажется, с годами станет рекордным для не-хоррор персонажа. Вот и здесь: дом на отшибе, где найден труп, кровавая надпись, общая атмосфера загадочности и тайн - все это, конечно, не делает повесть хоррором, но жутковатый оттенок в ней нельзя не заметить. И как раз внезапный переход к "вестерну" ломает этот привкус напрочь.

Даже финальное объяснение, обычно "главное блюдо" хорошего детектива, после такого перерыва не производит должного впечатления: все факты читателю уже известны, разгадка более или менее ясна, а движение мысли Холмса во многом схоже с предыдущими его объяснениями. Зато при перечитывании я отметил для себя отрывок ранее не запомнившийся, но очень насмешивший сейчас - это обзор газетных откликов в начале шестой главы.

В целом, особенно если пропустить главы с мормонами, повесть отлично читается и сейчас.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us