Ангел мщения
Ms .45, 1981
Работница модельного агентства была изнасилована по дороге домой - и еще раз, уже другим преступником, как только переступила порог. После этого она нашла себе пистолет и отправилась мстить - всем, кто вел себя неподобающе.
Режиссер: Абель Феррара
В ролях: Зои Ланд, Альберт Зинкис, Дарлин Стато, Хелен МакГара
Второй полнометражный фильм Абеля Феррары (третий, если считать его порнографическую работу), первая роль в кино для Зои Ланд, исполнительницы главной роли, первый и последний фильм для многих из тех, кто в нем снимался. По сюжету - своего рода вариация на вечную тему "изнасилование и месть", по манере подачи - скорее, черная комедия.
От типичного фильма "Rape and Revenge", вроде знаменитого "Я приду плюнуть на ваши могилы", фильм отличается уже тем, что героиня мстит не только своим обидчикам, а вообще всем подряд: это не возмездие как таковое, чтобы не утверждало придуманное русскими прокатчиками название, это мания убийства, спровоцировать которую могут даже вполне невинная целующаяся пара. Пересмотрите сцену с парнишкой, которого она чуть-чуть не успела нагнать у дверей: он что, выглядит насильником и преступником? В какой-то момент фильм начинает восприниматься как сатира на радикальный феминизм, утверждающий, что любой мужчина виновен по определению виновен. Впрочем, я не уверен, входило ли это в намерения автора и не стану настаивать на такой интерпретации. А, ну да - еще одно забавное отличие заключается в том, что в этой картине, посвященной изнасилованию, главную героиню так и не показали обнаженной. Да и сами сцены нападений на нее сняты довольно скромно - хотя и производят, на мой вкус, большее впечатление, чем вызвавшая когда-то адский шум "Необратимость", например.
В том, что касается оттенка черной комедии, но не заметить его крайне сложно: уже само начало истории, когда на героиню нападают сначала на улице, потом - уже в собственной квартире, выглядит гротескно и преувеличено, дальнейшая подача материала только усиливает это ощущение. Да, подобный подход части зрителей может показаться циничным, но если так, то фильмы Феррары просто не для вас - этот, насколько я могу судить, еще один из самых безобидных, здесь режиссер таки дает передышку зрителю. Чего стоит только сюжетная линия собаки и ее разрешение в финале фильма.
К актерским работам претензий нет - особенно, если учитывать сомнабулическую окраску самого действия: лично я долгое время считал, что все происходящее - галлюцинации героини, вызванные шоком изнасилования.
На домашнем видео картина выпускалась не раз, но некоторые версии были порезаны - в основном, в сцене изнасилования (первой, где нападающего играл сам Феррара) и в финале на хэллоуиновской вечеринке.
В целом - легкий, довольно необычный по стилистическому решению и увлекательный фильм, который, определенно, войдет в число моих любимых у Феррары - при том, что режиссерская манера мне показалась не слишком типичной для его творчества. Как позднее утверждалось, сценарий был довольно минималистичен, что для Феррары довольно необычно.