Ангел - 2 Сезон, 02 Серия

]]>
]]>

Angel (season 2, episode 02)

Оригинальное название: "Are You Now or Have You Ever Been"

Название эпизода: "Являетесь ли вы или были когда..."

Angel (season 2, episode 02): Are You Now or Have You Ever Been

Эйнджел поручил своим друзьям заняться отелем "Гиперион", в котором происходило немало зловещих событий. При этом, он не уточнил, что именно требуется искать, но сказал, что у них нет клиента и это личное дело...

Создатели сериала: Джосс Уидон, Дэвид Гринуолт

В ролях: Дэвид Бореаназ, Харизма Карпентер, Алексис Денисоф

Невероятно хороший эпизод с цепляющей, эмоциональной историей - безусловно, один из самых лучших в обоих родственных сериалах. Но, по порядку...

Название эпизода - очевидная для, наверное, любого американца отсылка с допросам сенатора Маккарти, известного своей "охотой на ведьм", то бишь процессами против коммунистического влияния в Америке вообще и Голливуде в частности. Фигура для киношников США "любимая", наверное, чуть менее люто, чем Фредерик Вертам - для создателей комиксов. Документальные кадры с одного и допросов сенатора мелькают в самом эпизоде, но, как бы то ни было, для Уидона этот мотив явно несет метафорическое значение: пресловутый сенатор здесь - не более, чем символ готовности человека преследовать тех, кто не разделяет его убеждений или образа жизни. В роли таких преследуемых в этой серии оказалась и Джуди, и сам Эйнджел - но, что интересно, в обоих случаях жертвы были не вполне невинны. А теперь подробнее и со спойлерами.

Итак, мы имеем дело в двумя сюжетными линиями: рассказ об Эйнджеле в пятидесятые, его жизни в пресловутом отеле и знакомстве с Джуди. И, рассказ об их возвращении в этот отель, чтобы решить, наконец, проблему и завершить главу в истории "Гипериона".

Забавно, что теперь эту локацию мы будем наблюдать довольно часто: в конце серии Эйнджел предложит туда переехать. Сама идея подобной локации возникла довольно забавно: если помните, в конце первого сезона офис нашего героя взорвали - к вящему удовольствию съемочной группы, которой было непросто работать в этой сравнительно небольшой декорации. На замену решили выстроить что-то намного крупнее - тут-то Уидон и предложил отель. При этом Уидон, в качестве объекта вдохновения называл отель из "Бартона Финк" культовых братьев Коэнов, но в самой серии не обошлось и без отсылок к другим произведениям. В частности, номер комнаты, которую снимал Эйнджел в пятидесятые - 217, как у Стивена Кинга в романе "Сияние", и люди точно так же чувствуют, что с этим номером что-то не так.

Вообще, количество отсылок здесь очень большое даже по меркам Уидона сотоварищи. Имя Джуди, одежда Эйнджела и его беседа с девушкой о конце света - призваны напомнить "Бунтаря без причины". Джуди из города Салина, в Канзасе, с другой стороны, напоминает о "Головокружении" Хичкока, а сюжетный ход с девушкой, которая ограбила банк, бежала с деньгами, но так никогда и не покинула отель - "Психо" все того же Хича.

Но все же отсылки здесь не самое интересное: серия блестяще разрабатывает одну из самых сложных и завораживающих меня тем - столкновение смертного и бессмертного. Казалось бы, эта тема должна красной нитью проходить и через "Ангела", и через "Баффи", но именно здесь она подана с небывалой мощью и лиризмом.

Джуди, которая, из страха перед толпой, предает Эйнджела и подводит его под суд Линча - всю оставшуюся жизнь терзается муками совести. Она так и не покидает отель, она проводит в нем всю свою жизнь, подчинившись страху и чувству вины. И, увидев Эйнджела снова - спокойно умирает... Но - мысль, которая лично меня и не отпускала во время просмотра: по сути, эта женщина отдала свою единственную жизнь из-за бессмертного, для которого все эти оды - не самый долгий эпизод на потенциально бесконечном пути. И тот поступок, который грыз ее все эти годы - не более, чем краткий эпизод для Эйнджела. Не знаю, удалось ли мне объяснить, почему я считаю этот сюжет очень красивым и очень жестоким. Попробую объяснить через грубоватую, но аналогию. Представьте, что Арвен и Арагорн встретились, эльфийская принцесса его поцеловала - и пропала из его жизни навсегда, попутно напрочь лишив интереса к другим женщинам... Тот же тип жестокости и красоты, слитых воедино, я встречал, наверное только у Элен Кашнер, в великом "Томасе Рифмаче", книгой, которая входит в десятку моих самых любимых произведений литературы.

Словом, на мой вкус, это не просто хороший, это великий эпизод, затрагивающий те струны, которые авторам даются, наверное, только случайно.

И да, интересно, только мне демон в этой серии недвусмысленно напоминает Императора Палпатина?

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us