Анджей Сапковский - Меч Предназначения

24 августа 2015 г.Просмотров: 1621RSS 2
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: ,
]]>
]]>

Andrzej Sapkowski - Miecz przeznaczenia, 1992

Andrzej Sapkowski - Miecz przeznaczenia, The Sword of Destiny

Ведьмак продолжает свой путь по городам и весям - то к охоте на дракона присоединится, то будет служить у князя переводчиком в разговорах с сиреной... А то будет и пытаться бесконечно спорить с судьбой и бежать от Предназначения.

Второй сборник рассказов о ведьмаке несколько отличается от первого: он стал серьезнее, сам мир, в котором происходит действие выписан плотнее и зримее. Меньше используется и прием обыгрывания сказочных канонов - причем используется он, на этот раз, иначе. Если в первой книге, "Последнее желание", нас словно бы рассказывали, что именно стоит за очередной сказочной историей, какова была "истинная подоплека событий", то на этот раз сюжет сказки о русалочке участникам событий известен, а нам рассказывается, схожая история, но с другой концовкой и деталями. С другой стороны, "Осколок льда", например, использует мотивы сказки о снежной королеве - но только для того, чтобы вызвать и у читателя нужный ассоциативный ряд. Впрочем, история о любви к морской обитательнице для Сапковского - только одна из сюжетных линий: в этом же рассказе Геральт встречает и Глазок, девушку-барда Эсси, которая, с моей точки зрения, получилась не менее запоминающейся, чем та же пресловутая Йеннифер.

Любопытно, кстати, Сапковский обошелся с "вечной любовью" ведьмака: посвященный ее отношениям с Геральтом рассказ, вышеупомянутый "Осколок льда", рисует перед нами любовный треугольник и делает это, казалось бы, совершенно зря. История получилась пошловатой и не красит ни кого из ее участников - даже странно встречать нечто подобное в героическом фэнтези, к которому вторая книга о ведьмаке, несомненно, относится. Если помните, то, обсуждая первую книгу я говорил, что Геральт частично основан на архетипе Конана, но в том, что касается отношений с женщинами и чародеями - киммериец был несравнимо глубже и умнее. Честно говоря, это произведение посвященное Йеннифер гораздо больше напоминает литературную месть - ну, не сложилось у пана Анджея с какой-то женщиной, бывает, даже с литературными классиками. Вот и получили мы повесть о благородном герое, проститутке-женщине и ничтожном сопернике - что же, комплексы все изживают по-своему. С другой стороны, в том и заключается литературное мастерство автора, что без этой пошленькой истории не сработал бы так пронзительно рассказ о встрече ведьмака с Эсси.

По большому счету, к лучшим произведения книги я бы точно отнес "Предел возможного" об охоте на дракона, которая начинается как явное пародирование канонов фэнтези, а заканчивается довольно красивым, хотя и несколько предсказуемым финтом. Более того, эта история ненавязчиво задает основной тон и мотив сборника: возможное и невозможное, судьба и свободная воля.

Забавным и рисующим мир ведьмака с несколько неожиданных сторон оказался "Вечный огонь" - рассказ откровенно юмористический, но, что особенно любопытно - комизм этот строится не на пародированиии, а на сочных, несколько неожиданных для фэнтези и отчетливо "приземленных" персонажах.

Ну и финал сборника, своего рода дилогия рассказов "Меч предназначения" и "Нечто большее" продвигают сквозную сюжетную линию, историю Геральта и Цири, намек на которую был слышен в предыдущем сборнике. По большому счету, "Меч предназначения" сильнее, он строится на чисто толкиновском мотиве "эльфов, которых выживают из мира люди", но подает его Сапковский в чисто своей манере и ином контексте. Да и вообще, та версия эльфов, которую предлагает "Ведьмак", на мой взгляд, одна из самых интересных в фэнтези. Сильный рассказ, весьма запоминающийся. Второй рассказ дилогии несколько уступает с точки зрения с точки зрения сюжета, но зато сильнее воздействует эмоционально.

Интересная особенность в том, что мир, в котором происходит действие, толком нигде Сапковским не описывается, но в тексте встречается масса любопытных деталей. Если лозунги "Эльфов - в резервацию!", которыми размахивают персонажи, еще можно списать на пост-модернистское чувство юмора автора, то со словечками типа "мутант", которыми запросто бросаются обитатели этого средневекового мира, уже сложнее. В одном из фрагментов вообще говорится, что ведьмаки были нужны на первом этапе колонизации. Это наводит на предположение, что сам мир - другая планета, колонизированная землянами, на которой возникло квази-средневековое общество: в фэнтези это встречается нередко - начиная с "Князя Света", лучшей книги Роджера Желязны и заканчивая, например, "Чародеем поневоле" Кристофера Сташеффа. Впрочем, окончательных выводов на основании текста "Ведьмака" пока сделать невозможно - может быть, в последующих книгах это станет яснее, не помню.

В любом случае: второй том "Ведьмака" не уступает первому, несколько подробнее обрисовывает мир, становится немного серьезнее, но еще не превратился окончательно в то эпическое фэнтези, которым, помнится, он станет позднее.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 2