Андрей Стемпковский - эксклюзивное интервью

3 июня 2011 г.Просмотров: 2936RSS Обсудить
Рубрики: Люди » ИнтервьюМетки:
]]>
]]>

Андрей Стемпковский

Андрей Стемпковский – молодой режиссер, чей фильм «Обратное движение» представлял Россию на кинофестивале «Зеркало». Как можно было убедиться на встрече с режиссером, это общительный человек, который действительно любит свою профессию, и которому есть, что о ней сказать. Мы побеседовали с ним после показа фильма.

- Кинематографисты часто жалуются на ситуацию с русским кино, тем более авторским – как вы смотрите на нее?

- Все достаточно плохо. У нас даже мейнстрима в кинотеатрах нет – только туповатые блокбастеры. Хорошо пойдет «Пираты карибского моря», «Форсаж 5», «Тор», но нет нормального среднебюджетного мейнстрима, который есть во всем мире. И практически нет аудитории авторского кино – ни российского, ни зарубежного. Российским кино зрители разочарованы, и во многом закономерно. Отчасти это связано с понижающей медиа-селекцией, которая не подозревает в человеке способность чувствовать и думать. Есть ощущение, что из зрителя создают позитивно-бездумную массу. Зритель авторского кино либо скачивает из инета, либо покупает на dvd – он перестал ходить в кино. Нужен прокат небольшим количеством копий, но длительный, в течение двух – трех лет. Авторское кино, включая того же Тарковского быстро не окупается.

- А в чем тогда смысл этим заниматься?

- Смысл всегда есть. Любой эксперимент, авангард редко принимает огромные аудитории, но это и есть то, что движет вперед искусство. И в дальнейшем эксперименты должны стать еще радикальнее, потому что изменилась ментальность людей и требуется новый киноязык. Разрабатываться он будет именно в авторском кино, потому что жанровое кино использует уже отработанные методы. Причем эксперимент должен быть с точки зрения и формы и содержания – прежде всего способов трансляции образов, здесь кино теряет позиции. Должна измениться и драматургическая основа киноязыка. Нужна мутация кино в целом.

- Что заставляет вас взяться за тот или иной проект – история, персонажи, или нечто обще другое?

- Я берусь за историю, только если чувствую, что могу ее вложить в нее собственный смысл, если понимаю, что мне зачем-то нужно снять этот материал, и я могу его снять так, как мне нужно. Нет смысла браться, если ты не можешь передать что-то зрителю, интерпретируя, может быть, очень сухой текст. Ты можешь сильно изменить написанное, и этот люфт между написанным и снятым – это и есть твоя личность режиссера.

- К какому типу режиссера вы относитесь? Жесткому, авторитарному или более мягкому? Допускаете ли вы на площадке импровизации?

- Я ближе к режиссерам, которые все продумывают заранее, как Кубрик, который все разрисовывал. Продумать не означает, что импровизаций не будет. Иногда приходишь и понимаешь – вот так делать не надо, это не сработает. Иногда это просто актерские какие-то вещи, иногда ты вообще все переделываешь. Актер, кстати, если это настоящий актер - работает и придумывает до начала съемок, советуется с режиссером. А на площадке – он уже все про своего персонажа понял – идет только воплощение. Что-то может не пойти, актер должен «зажигаться» и помочь ему - это уже задача режиссера. Работа с актером – она вся идет до съемок. Даже импровизация должна быть работой в большей степени режиссера, чем актера, режиссер должен подтолкнуть к импровизации – каким образом, это уже большой вопрос.

- Вы называете среди своих фаворитов многих режиссеров фильмов ужасов. А не хотели бы сами позаниматься жанровым кино?

Я как раз и хочу им заняться, но подробно рассказывать пока не буду. Мой первый фильм «Лесополоса» - фильм ужасов, он был снят за 800 долларов. Но в России фильмы ужасов не получаются потому что нет традиции, а мы не можем изобретать велосипед. И мы берем японский велосипед, или итальянский, или американский. Мы тащим чужую систему образов в несвойственную ей реальность, а собственную разработать не можем, потому что сильно отстали, ее нужно делать с нуля. В «Лесополосе» нет национальной идентичности, они говорят на русском, но мы не фиксируемся на стране пребывания. И все равно идиотизм получается – люди говорят по-русски вещи, которые нормально звучат у американцев. А в России такая речь людям не свойственна. У нас система кино несколько раз ломалась, и теперь ее приходится изобретать заново – может это и хорошо. Посмотрите на турков, корейцев – у них прекрасное кино, может наивное до безобразия, но они почувствовали, чем живет кино. У нас развалились даже простейшие образы – нет образа полицейского, хулигана, шлюхи. Они пошлые, мы вытаскиваем его из последних двух десятилетий, это такой новояз: нечто быстро построенное, не укорененное в ментальности. Мы даже говорим, словно переводными фразами, англицизмами – причем на уровне не лексики даже, а синтаксиса, построения предложений. Мы фальшивим на уровне даже одной фразы, человек просто отрывает рот – и тебе хочется умереть, настолько это все фальшиво.

- Какое выход вам видится в этой ситуации?

- Нет его, просто надо работать. Я стараюсь писать скупые реплики, не индивидуализировать. Не фальшивит только перечисление и приказ. Как только пытаешься заставить персонажа, беспризорника, например, сказать что-то как беспризорника – получается фальшиво. И дело даже не в кинематографе, а в самой действительности - кино просто зеркало, увеличительное стекло, которое показывает эту уродливую морду.

- Каким был бы фильм вашей мечты, о чем он? Как бы вы его сняли?

- Я бы снял фильм про тело. Тело менее фальшиво, все слова, которые мы говорим – они одинаковы и фальшивы. А черты лица, очертания тела – они индивидуальны. Или снял бы про пейзаж, он тоже не может фальшивить, он просто существует. А вся речь в кино – фальшива. Мне бы хотелось снять фильм, где на уровне физиологии не фальшивили бы, чтобы это воспринималось на уровне костей и мяса.

Это - сокращенная версия интервью, она была опубликована в "Ивановской газете". Фото - Дмитрий Рыжков.

На нашем сайте вы можете скачать полнуюаудиозапись интервью.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us

  • Комментариев: 0

  • Вконтакте

  • Facebook

    Оставьте комментарий!

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Комментарий будет опубликован после проверки

    Имя и сайт используются только при регистрации

    (обязательно)