Амок, 1963
Рубрики: Фильмы » Обзоры » Мои переводыМетки: Динос Димопулос, Такис Эммануель, Флоретта Зана
Amok (1963)
Десять женщин бегут из тюрьмы и находят временное пристанище на острове, еще не зная, что беглый нацист ищет здесь сокровища, закопанные во время второй мировой.
Режиссер: Динос Димопулос
В ролях: Флоретта Зана, Такис Эммануель
Едва ли не первый греческий фильм, который я смотрел - и пример оказался на диво удачным. Признаться, я уже и подзабыл, что такие фильмы бывают: честная приключенческая драма, на редкость неглупая и эмоциональная. Парадоксальным образом, этот фильм, действие которого происходит через пять лет после второй мировой, на мой взгляд, говорит о войне и ее воздействии на людей гораздо больше, чем многие эпические полотна, живописующие боевые столкновения во всей красе. В дальнейшем обсуждении будет некоторое количество спойлеров.
Более того: в отличие от большинства приключенческих фильмов, здесь нет ни правых, ни виноватых. Главные героини? Как ни крути, но они сидели в тюрьме, без надежды на освобождение - а значит, за достаточно серьезные преступления. Да, пару раз проскальзывают "оправдательные нотки": меня пытались изнасиловать и плеснула ему кислотой в лицо... А я вообще стала бродягой, после того, как всю семью угнали в концлагерь... Может быть, но глядя, с какой готовностью во время побега девушки бьют охрану и водителя камнями по голове - начинаешь сомневаться в их невинности. Удары-то мало похожи на чисто оглушающие...
Но самое интересное начинается на острове: по началу девушки хотят лишь переждать недельку, пока пыль уляжется - а потом бежать куда глаза глядят, радуясь свободе. Но как только речь заходит о сокровищах - интонация меняется: а куда мы пойдем, без золота пропадем... В общем, золото нам тоже нужно. Словом, нормальные, приземленные бабенки, весьма реалистично выписанные - и далекие от стандартов романтических героев приключенческого кино.
Нацист? Плохой парень, солдафон - однозначно, ага. Но он любит сына - настолько, что поддался на шантаж, показал слабину. Да, он фашист - но не лишенный человеческих качеств. Смешной и печальный одновременно, очень запоминающийся кадр - тот, где он радостно улыбается, заслышав сделанные сыном выстрелы.
Словом, здесь нет ни героев, ни злодеев - нормальные, правдоподобно выписанные люди.
К слову сказать, в роли еврейки Сары, которая незаметно оказывается главной героиней фильма - супруга режиссера, Флоретта Зана. Правда, ее линия в фильме на меня и произвела наименьшее впечатление: как раз Сара и забежала на экран из обычных приключенческих фильмов.
Главных достоинств у фильма два, на мой взгляд: во-первых, он просто и красиво снят и сыгран, ни режиссер, ни актеры не пытались судорожно изобретать велосипед, дабы ублажить критиков. Они рассказывали историю, интересную саму по себе. Причем рассказывали вдумчиво: к примеру, единственная сцена фильма, в которой два персонажа занимаются любовью, показана в тенях и без подробностей - потому что они не важны. Для сюжета важнее не эмоции этих персонажей, а реакция других девушек на происходящее в этих тенях... Второе достоинство вытекает из первого: это умный фильм, но его глубоко содержание - не самоцель, не напыщенная попытка режиссера высказать ВЕЧНЫЕ ИСТИНЫ (tm). Большинство поступков персонажей логично вытекают из их характеров и столкновений между ними - а в качестве побочного явления возникают и умные мысли. Потому и фильм ощущаешь как целительный глоток после мутного артхауса, где история - побочный продукт невнятных и неглубоких "авторских" измышлений.
И еще: здесь на редкость красивая музыка, даже жаль, что саундтрек найти отдельно не получилось. А уж танец девушек в тюремной камере, в самом начале фильма - одна из самых изысканных и завораживающих сцен, которые я видел за последнее время. Мелодия, кстати, , на мой немудреный вкус, слегка напоминает нашу "О чем дева плачет..."
Переводил я, разумеется, с английского, так как по гречески уверенно помню, кажется, одно слово... Текст в фильме несложный, но его довольно много и говорят герои очень быстро. Через недельку можно ждать еще один фильм того же режиссера.
Скачать мой перевод для ознакомления можно, как обычно, здесь.